В водяном насосе номинальный размер отверстия под передний подшипник 46,992—47,018 мм, а под задний подшипник 39,980—40,007 мм. С увеличением диаметра переднего отверстия более 47,05 мм, а заднего более 40,04 мм корпус насоса должен быть заменен.
При необходимости корпус насоса может быть отремонтирован путем расточки отверстий в корпусе и постановки втулок с последующей подгонкой внутреннего диаметра втулок под номинальный размер. Размеры корпуса водяного насоса показаны на рисунке.
Вал водяного насоса имеет диаметр 17,012—17,030 мм (рис. 2). При износе вала до диаметра менее 17,00 мм вал необходимо заменить новым. Изгиб вала допускается 0,03 мм, не более. Ширина шпоночной канавки должна быть 3,945—3,990 мм, при увеличении ширины канавки до размера более 4,02 мм вал необходимо заменить новым.
Трещины и сколы на крыльчатке не допускаются. Диаметр отверстия под вал крыльчатки имеет размер в пределах 16,965—17,000 мм. Посадка крыльчатки на вал производится с натягом 0,065 мм или с зазором 0,08 мм с последующим закреплением шпилькой.
Разборку водяного насоса рекомендуется вести в следующем порядке:
Снять водяной насос с блока двигателя отвернув крепежные болты корпуса помпы.
Расшплинтовать гайку крепления шкива и отвернуть ее, придерживая валик воротком за крыльчатку. Снять шкив вала насоса. Отвернуть крышку водяного насоса.
Снять пассатижами замочное кольцо подшипника. Снять конусную втулку и шпонку.
Выпрессовать вал водяного насоса в сборе с крыльчаткой и уплотнителем. Выпрессовать подшипники из корпуса насоса под прессом и вынуть водосбрасывающую шайбу.
Для разборки уплотнителя с крыльчаткой надо снять с валика пружинное кольцо водосбрасывающей шайбы и замочное кольцо уплотнителя, затем снять текстолитовую упорную шайбу, резиновую манжету (сальник), прижимную обойму манжеты, прижимную пружину и опорную обойму манжеты.
При замене крыльчатки выбить штифт крепления крыльчатки и спрессовать ее с вала. При износе подшипников и деталей узла уплотнения (упорной шайбы и манжеты) их заменяют новыми.
При замене деталей узла уплотнения надо снять крышку насоса, выпрессовать из корпуса вал в сборе с крыльчаткой и сальником, заменить изношенные детали узла уплотнения и собрать насос.
Для ремонта водяного насоса используют р/к насоса водяного ЗИЛ-130 каталожный номер 130-1307010-Б4. В комплект входят:
1. 130-1307033 А4 — уплотнитель насоса водяного в сборе
2. 130-1307023 Г — вал насоса водяного
3. 160703 — Подшипник насоса водяного
4. 20803 АК — Подшипник насоса водяного малый
5. 120-1307043 Б3 — Шайба уплотнительная
Первая позиция входящая в ремонтный комплект состоит из:
1) фибра(графит) — 130-1307034 — 1шт.;
2) манжета — 130-1307038 — 4шт.;
3) пружина — 130-1307035 — 1шт.;
4) кольцо — 130-1307038 — 1шт.
5) кольцо скольжения 130-1307041
Отдельно приобретается также крыльчатка, каталожный номер 130-1307032.
В системе охлаждения автомобилей ЗИЛ-130 для обеспечения циркуляции жидкости устанавливается водяной насос 130-1307010-Б4 центробежного типа (рисунок 1), который расположен в передней части блока цилиндров. Шкив коленвала двигателя двумя ремнями соединяется со шкивом (поз. 2) привода насоса и вентилятора, а третий ремень приводит в действие компрессор.
Насос состоит из корпуса (поз. 11), в котором находится крыльчатка (поз. 9) и корпуса подшипников (поз. 14), соединение которых герметизировано прокладкой (поз. 10). Валик насоса (поз. 4) вращается в двух шарикоподшипниках (поз. 6), оборудованных сальниками, которые предотвращают утечку масла из полости. Передний подшипник зафиксирован упорным кольцом (поз. 5), а задний дистанционной втулкой (поз. 7) удерживается от осевого перемещения. Крыльчатка, выполненная из пластмассы, с помощью металлической ступицы крепится на заднем конце валика. При вращении крыльчатки рабочая жидкость из подводящего патрубка (поз. 13) поступает к ее центру, захватывается лопастями и под действием центробежных сил отбрасывается к стенкам корпуса и дальше через приливы (поз. 12) поступает в рубашку охлаждения двигателя автомобиля.
Герметичность деталей вращения, которые расположены в корпусе помпы ЗиЛ-130, обеспечивается за счет самоподжимного сальника, установленного в крыльчатке и состоящего из уплотнительной шайбы (поз. 16), резиновой манжеты (поз. 15) и пружины, которая прижимает шайбу к торцу корпуса подшипников. Крестообразными выступами шайба входит в пазы крыльчатки и фиксируется обоймой (поз. 17). На переднем конце валика с помощью втулки (поз. 4) установлена ступица (поз. 3) крепления шкива привода насоса и вентилятора. В корпусе подшипников выполнено отверстие, через которое жидкость при износе деталей сальника вытекает наружу. Смазка подшипников осуществляется через масленку.
Рис.1 — Водяной насос (помпа) 130-1307010-Б4 системы охлаждения автомобиля ЗИЛ-130
1 – вентилятор; 2 – трехручьевой шкив; 3 – ступица; 4 – втулка; 5 – упорное кольцо; 6 – шарикоподшипники; 7 – дистанционная втулка; 8 – валик; 9 – крыльчатка; 10 – прокладка; 11 – корпус крыльчатки; 12 – прилив; 13 – подводящий патрубок; 14 – корпус подшипников; 15 – резиновая манжета; 16 – шайба; 17 – обойма.
ВНИМАНИЕ! Электронный автокаталог запчастей предназначен для справочных целей! Наша компания продает не все запчасти, представленные в этом списке.
Если в правой колонке есть ссылка "Стоимость" – эти запчасти есть в активной продаже. Наличие на складах по деталям с ценой смотрите в карточке товара.
Если в правой колонке нет ссылки "Стоимость" – такие детали мы не продаем и заказы на них не принимаем.