Устройство и ремонт автомобиля ВАЗ 2106
Общие сведения об автомобиле Ваз 2106
Ваз 2106 транспортное средство малого класса (экспортный вариант «лада 2106») с четырехдверным кузовом типа седан оборудуют двигателем 2106 рабочим объемом 1,57 л, мощностью 75,5 л.с, размещенным впереди, паралельно продольной оси автомобиля.
Изготовление Ваз 2106 началось в 1976 г. на Оао «автоваз», это модернизация автомобиля Ваз 2103.
Модернизация автомобиля Ваз 2106 проведена впервые в 1982 г. и с тех пор проводилась часто. Например, в 1998 г. заменили тонкий скользкий руль на «нивовский», а некомфортные дерматиновые сиденья на тканевые, анатомические.
В июле 1998 г. изготовление автомобиля Ваз 2106 и его модификаций на Оао «автоваз» было приостановлено и единовременно начато на предприятии «рослада» в г. Сызрань. С конца июля 2001 г. производство этой модели из машинокомплектов было начато в Доао «ижмаш-авто».
Автомобили Ваз 2106 предопределены для использовании на трассах с модернизированным покрытием в разных погодных условиях. Все автомобили комплектуются цельнометаллическим четырехдверным кузовом типа седан мод. 2106 несущего строения. На автомобилях монтируются карбюраторные бензиновые двигатели, четырехступенчатые или пятиступенчатые коробки передач. Передняя подвеска независимая пружинная; задняя подвеска зависимая пружинная. Тормозная система двухконтурная, с дисковыми тормозами на передних колесах и барабанными — на задних. На все автомобили семейства Ваз 2106 монтируются радиальные бескамерные шины. На рулевой колонке размещено противоугонное устройство, противоугонное устройство встроено в замок зажигания.
Семейство легковых автомобилей Ваз 2106 включает следующие главные модификации:
Ваз 2106, Ваз 21065-00 — с двигателем модели Ваз 2106;
Ваз 21061, Ваз 21065-01 — с двигателем модели Ваз 2103;
Ваз 21063 — с двигателем модели Ваз 21011.
Транспортное средство Ваз 21065 считается вариантом «люкс» этого семейства и содержит следующие отличия от автомобиля Ваз 2106.
Размещается пятиступенчатая коробка передач и главная передача с передаточным числом 3,9, Передаточные числа пятиступенчатой коробки передач следующие:
— первая передача — 3,67;
— вторая передача — 2,10;
— третья передача -1,36;
— четвертая передача — 1,00;
— пятая передача — 0,82;
— задний ход — 3,53,
На часть автомобилей устанавливают карбюратор типа «солекс» 21053-1107010 и бесконтактную систему зажигания. Колеса используются от автомобиля Ваз 2105, а шины монтируются типа Ех-85 или Ин-251 размером 175/70 R13. В электрооборудовании автомобиля добавлено электрообогреваемое заднее стекло, галогеновые фары и противотуманный задний фонарь. В кузове изменены обшивка и подголовники сидений, размещены бамперы мод. 2105.
«классические» модели Ваз хорошо изучены в эксплуатации, запчасти для них есть везде, следовательно техническое обслуживание и ремонт не доставляют внушительных хлопот и расходов.
Габаритные размеры автомобиля Ваз 2106
Рисунок. 1.1. Габаритные размеры автомобиля Ваз 2106
Рисунок. 1.2. Компоновочная схема автомобиля Ваз 2106:
1 — радиатор Ваз 2106; 2 — воздушный фильтрующий элемент; 3 — силовой агрегат; 4 — топливный бак; 5 — главный глушитель; 6 — запасное колесо; 7 — задняя подвеска;
8 — барабанный тормоз; 9 — задний мост Ваз 2106; 10 — вспомогательный глушитель; 11 — рулевой привод Ваз 2106; 12 — дисковый тормоз; 13 — передняя подвеска
Рисунок. 1.3. Подкапотное место Ваз 2106 (вид сверху слева):
1 — сосуд омывателя ветрового стекла; 2 — катушка зажигания; 3 — топливный насос; 4 — распределитель системы зажигания; 5 — радиатор системы охлаждения двигателя; 6 — силовой агрегат; 7 — замок капота 2106; 8 — подкапотная лампа; 9 — главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем; 10 сосуд гидропривода тормозов; 11 — мотор-редуктор очистителя ветрового стекла; 12 — сосуд гидропривода сцепления; 13 — расширительный сосуд системы охлаждения двигателя; 14 — редуктор напряжения; 15 — реле подключения вентилятора радиатора системы охлаждения двигателя 2106.
Рисунок. 1.4. Подкапотное место Ваз 2106
(вид сверху справа):
1 — термостат системы охлаждения двигателя; 2 — воздушный фильтрующий элемент системы питания двигателя; 3 — силовой агрегат; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — генератор; 6 — реле сигнализатора заряда аккумуляторной батареи 2106; 7 — реле подключения близкого света фар; 8 — реле подключения дальнего света фар.
Рисунок. 1.5. Подкапотное место (вид снизу):
1 — стабилизатор поперечной устойчивости; 2 — лонжерон кузова; 3 — генератор; 4 — поддон картера двигателя; 5 — масляный фильтрующий элемент двигателя; 6 — ось нижнего рычага подвески;
7 — нижний рычаг подвески 2106; 8 — картер сцепления;; — приемная труба системы выпуска; 10 — поперечина подвески 2106; 11 — рулевые тяги Ваз 2106.
Рисунок. 1.6. Главные агрегаты автомобиля Ваз 2106 (вид снизу спереди; грязезащитный щиток снят)
1 — вспомогательный глушитель первой ступени системы выпуска отработавших газов; 2 — приемная труба системы выпуска; 3 — коробка передач; 4 — передняя подвеска Ваз 2106; 5 — картер сцепления; 6 -двигатель.
Рисунок. 1.7. Главные агрегаты автомобиля Ваз 2106 (вид снизу сзади)
1 — пружина задней подвески; 2 — амортизатор задней подвески; 3 — поперечная штанга задней подвески; 4 — вспомогательный глушитель первой ступени системы выпуска; 5 — карданная передача Ваз 2106; 6 — задний мост; 7 — вспомогательный глушитель второй ступени системы выпуска; 8 — главный глушитель системы выпуска; 9 — нижняя продольная штанга задней подвески.
ВАЗ-2106 «Жигули» — советский и потом российский автомобиль малого класса III группы. Кузов только в форме «седан», переднее расположение мотора с карданным приводом на задние колеса. Является продолжением ВАЗ-2103 и выпускался на заводе в Тольятти с 1976 по 2001 годы. Производство продолжалось до 2006 года на других заводах в Сызрани, Херсоне и Ижевске. Всего за этот период было произведено около 4,4 миллиона автомобилей. В народе прижились названия «шестерка», «шестера» и «шаха».
История модели
Разработка «шестерки» началась в 1974 году. Самыми главными задачами по модернизации ВАЗ-2103 являлись удешевление производства за счет отказа от металлических и хромированных элементов и применение пластиковых вместо них, а также улучшение светового оснащения. Был серьезно обновлен внешний вид автомобиля. Изменениям подверглись передняя часть, багажник, бампера, решетки, поворотники и дизайн логотипа завода на решетке радиатора.
Интерьер также подвергся серьезным модификациям. Улучшилась отделка, обивка и подлокотники боковых дверей, улучшили эргономику сидений. В панель приборов добавили индикатор тормозной жидкости и возможность регулировать освещенность панели, в более дорогих модификациях устанавливали радиоприемник. Добавили подрулевой переключатель омывателя лобового стекла.
Двигатель установили от ВАЗ-2103 с увеличенным диаметром цилиндров, что увеличило его объем до 1,57 литров и мощность до 78 л.с. Для этого двигателя сделали специальную коробку передач с уменьшенными передаточными числами. Также модернизировали сцепление — увеличили площадь фрикционных накладок. Этот мотор стали позже устанавливать на проектируемый тогда полноприводной ВАЗ-2121 «Нива».
ВАЗ-2106 стали массово производить на третьей линии конвейера завода. В 1977 году ему был присвоен Государственный знак качества СССР. За все время выпуска в автомобиль вносили незначительные изменения как снаружи и в салоне, так и в техническую часть. В 1980 году карбюратор «Вебер» был заменен на «Озон», в 1986 году задние тормоза стали такие же, как на ВАЗ-2105, а в 1987 коробка передач также перекочевала на «шестерку». Электрооборудование также модернизировалось с учетом опыта эксплуатации автомобиля.
Первый автомобиль ВАЗ-2106 сошел с III линии главного конвейера 21 февраля 1976 г. Когда в Тольятти освоили производство модели ВАЗ-2106 (Lada 1600), которая была переработана для отечественных условий эксплуатации из FIAT 124 Speciale образца 1972 года, никто не мог и предположить, что именно она станет самой популярной и массовой продукцией Волжского автозавода.
"Шестерка" отличается от ВАЗ-2103 более мощным 80-сильным двигателем ВАЗ-2106 рабочим объемом 1,6 л, иной схемой электрооборудования и измененным оформлением кузова и салона. Так, передние сдвоенные фары получили пластмассовые "очки", изменена облицовка радиатора, стоят другие задние фонари и бамперы с пластмассовыми клыками.
По сравнению с автомобилями "Москвич" эти 5-местные седаны, отличавшиеся лучшей динамикой и действительно комфортабельным интерьером, были верхом комфорта и престижа для широких слоев автолюбителей СССР. В конце 1970-х ВАЗ-2106 сразу приобрел славу "шикарного" и скоростного автомобиля, но дорогого и менее "практичного", чем прочие "Жигули". Приличная для того времени динамика (максимальные 150 км/ч и 16 с до 100 км/ч), рельефные сиденья с подголовниками, панель приборов с тахометром и прекрасная звукоизоляция — было что ценить.
В 1979 году завод наладил выпуск менее мощных модификаций ВАЗ-21061 с 71-сильным двигателем ВАЗ-2103 и ВАЗ-21063 с 64-сильным двигателем ВАЗ-21011. Они популярностью "шахи" в народе не пользовались, но масштаб их производства нарастал (особенно 21063), и в условиях советского дефицита потребителю приходилось мириться с сочетанием дорогого и утяжеленного кузова со слабым двигателем, заметно ухудшавшим динамику. С 1980 года начали монтировать карбюраторы Озон типа 2107. Изменение электрики в связи с меняющейся технологией происходило постоянно. В 1977-м машины начали оснащать новыми клеммами и соединениями проводки, а с 1986-го устанавливают новое реле.
В 1982 году проведена первая модернизация автомобиля. На ВАЗ-2106 начали монтировать модернизированные 75-сильные (по новому ГОСТу) двигатели ВАЗ-2106. На заднем крыле по линии молдинга перестали устанавливать светоотражатели. В 1988-м модернизацию прошла система выпуска: в ней поставили прокладку и гайку одноразового пользования. В 1990 году на ВАЗе освоили своего рода комплектацию Люкс — ВАЗ-21065 со стандартным двигателем ВАЗ-2106 с бесконтактной системой зажигания, карбюратором типа "Солекс" (21053-1107010-03), галогенными фарами, улучшенной обивкой салона и иными подголовниками сидений. Экспортные модификации ВАЗ-21064 внешне отличались от ВАЗ-21065 бамперами с встроенными поворотниками и несколько иной электрической схемой. С 1985 года поначалу на экспортные модификации, затем иногда и на "внутренние" начали устанавливать 5-ступенчатую коробку передач типа ВАЗ-2112, а позже — типа ВАЗ-21074, что значительно снижает расход топлива на трассе и шум от двигателя.
Но времена меняются. К концу 1980-х эта модель с модификациями осталась самой массовой и популярной в программе ВАЗа. Конечно, престижной ее уже не считали, но добрая память о первом семействе "Жигулей" поддерживала устойчивый спрос на "шестерку". На него не влияли даже засилье маломощной модификации ВАЗ-21063 и резкое ухудшение качества сборки и комплектующих в 1990-е годы. Автомобиль со временем стал настолько доступен по цене, что перешел в разряд непритязательных "рабочих лошадок". У него сложилась и постоянная армия поклонников.
Рис. 1.6. Основные агрегаты автомобиля ВАЗ 2106 (вид снизу спереди; грязезащитный щиток снят)
1 — дополнительный глушитель первой ступени системы выпуска отработавших газов; 2 — приемная труба системы выпуска; 3 — коробка передач; 4 — передняя подвеска; 5 — картер сцепления; 6 -двигатель.
Рис. 1.7. Основные агрегаты автомобиля ВАЗ 2106 (вид снизу сзади)
1 — пружина задней подвески; 2 — амортизатор задней подвески; 3 — поперечная штанга задней подвески; 4 — дополнительный глушитель первой ступени системы выпуска; 5 — карданная передача; 6 — задний мост; 7 — дополнительный глушитель второй ступени системы выпуска; 8 — основной глушитель системы выпуска; 9 — нижняя продольная штанга задней подвески.
ВАЗ-2106 «Жигули» — советский и потом российский автомобиль малого класса III группы. Кузов только в форме «седан», переднее расположение мотора с карданным приводом на задние колеса. Является продолжением ВАЗ-2103 и выпускался на заводе в Тольятти с 1976 по 2001 годы. Производство продолжалось до 2006 года на других заводах в Сызрани, Херсоне и Ижевске. Всего за этот период было произведено около 4,4 миллиона автомобилей. В народе прижились названия «шестерка», «шестера» и «шаха».
История модели
Разработка «шестерки» началась в 1974 году. Самыми главными задачами по модернизации ВАЗ-2103 являлись удешевление производства за счет отказа от металлических и хромированных элементов и применение пластиковых вместо них, а также улучшение светового оснащения. Был серьезно обновлен внешний вид автомобиля. Изменениям подверглись передняя часть, багажник, бампера, решетки, поворотники и дизайн логотипа завода на решетке радиатора.
Интерьер также подвергся серьезным модификациям. Улучшилась отделка, обивка и подлокотники боковых дверей, улучшили эргономику сидений. В панель приборов добавили индикатор тормозной жидкости и возможность регулировать освещенность панели, в более дорогих модификациях устанавливали радиоприемник. Добавили подрулевой переключатель омывателя лобового стекла.
Двигатель установили от ВАЗ-2103 с увеличенным диаметром цилиндров, что увеличило его объем до 1,57 литров и мощность до 78 л.с. Для этого двигателя сделали специальную коробку передач с уменьшенными передаточными числами. Также модернизировали сцепление — увеличили площадь фрикционных накладок. Этот мотор стали позже устанавливать на проектируемый тогда полноприводной ВАЗ-2121 «Нива».
ВАЗ-2106 стали массово производить на третьей линии конвейера завода. В 1977 году ему был присвоен Государственный знак качества СССР. За все время выпуска в автомобиль вносили незначительные изменения как снаружи и в салоне, так и в техническую часть. В 1980 году карбюратор «Вебер» был заменен на «Озон», в 1986 году задние тормоза стали такие же, как на ВАЗ-2105, а в 1987 коробка передач также перекочевала на «шестерку». Электрооборудование также модернизировалось с учетом опыта эксплуатации автомобиля.