Дорогие автолюбители! Представляю вашему вниманию статью о факторах влияющих на общий расход топлива.
Данная статья возможно требует уточнений под конкретный автомобиль с конкретным ДВС И КПП. Прошу это учитывать!
И так у вас возникло подозрение, что автомобиль не исправен, симптомы: повышенный расход топлова «прожорлива».
Первое, что нужно сделать, это заменить воздушный фильтр и проконтролировать положение стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости. Если стрелка находится ниже середины (спорный вопрос, датчик температуры, настроен, чтобы не давать ДВС перегреваться, у меля чуть ниже середины), ни о какой экономии топлива не может быть и речи, такие показания — уже повод для обращения в авторемонт, особенно это касается бензиновых двигателей с впрыском топлива и дизельных двигателей. После этого, руководствуясь изложенными ниже соображениями, следует изменить порядок заправки автомобиля, хотя бы на месяц.
Счетчики бензина на колонках, отсчитывающие вам какое-то количество бензина, имеют погрешность, которая, помимо всего прочего, зависит от количества просчитываемого топлива. Поскольку все автозаправочные станции периодически контролируются специальными инспекциями, то механики, во избежание недоразумений, регулируют показания счетчиков таким образом, чтобы малые объемы топлива обсчитывались «по нулям». Это значит, что приедет инспектор с мерной емкостью, ему нальют по счетчику 10 литров, он проверит, так ли это, и все довольны: недолива нет, если и есть, то весьма незначительный, а может быть даже небольшой перелив. Если бы отмеряли 30, 40 литров, картина была бы не столь радостной. Но кто же будет возиться с мерной емкостью объемом 40 литров? Вот и складывается ситуация, когда заправочная колонка маленькие объемы отпускает правильно, а большие — с недоливом. Об этом писалось в журнале «За рулем», мы проверяли этот факт на приморских заправочных станциях. Все сходится: залив три раза по 10 литров, проезжаешь примерно столько же, сколько проехал бы, залив 40 литров сразу.
Допустим, вы проделали все, что предложено выше, но расход топлива вас все равно не устраивает. Тогда следует заехать в центр инструментального контроля и замерить содержание окиси углерода (СО) в выхлопных газах в режиме холостого хода, при 2000 об/мин и при 3000 об/мин (примерно). Это нужно для того, чтобы определить, виноват в перерасходе топлива двигатель или нет. Уровень содержания СО в режиме холостого хода должен быть около 0,1% (указано на табличке под капотом), а при оборотах — в два раза больше, чем значение уровня СО на холостом ходу. Если это не так, то следует обратиться к специалистам, так как, судя по всему, существуют какие-то проблемы с двигателем или его системами управления. Если же уровень СО в норме или меньше нормы, причину повышенного расхода топлива ищите в другом. Это могут быть плохо накачанные колеса (однажды приехал Nissan Safari с жалобами на перерасход, а давление в колесах у него было около 0,5 кг/см2), подклинивание тормозов, «дырка» в топливной системе, плохая аэродинамика и т.д. Если у вас машина с коробкой-автоматом, то запомните, сколько оборотов показывает тахометр при скорости 100 км/час, и с этой информацией обратитесь к специалистам, может быть, у вас не включается повышенная передача (O/D).
Теперь о том, как избежать большого расхода топлива на исправном автомобиле:
1. Не покупайте тяжелый автомобиль. Известно, что каждые 500 кг веса вашей машины потребляют примерно 700 литров бензина в год (при норме пробега 20 тыс. км в год). Это значит, что если ваш автомобиль весит 1000 кг, вы сожжете за год около 1400 литров топлива, если он весит 1500 кг — 2100 литров и т.д.
2. Регулярно обслуживайте автомобиль. Исправный, но разрегулированный автомобиль потребляет топлива на 10% больше.
3. Следите за давлением в колесах. Более 2/3 автомобилистов ездят на колесах с заниженным давлением, в то время как известно, что снижение давления с 2,0 кг/см2 до 1,5 кг/см2 ведет к перерасходу топлива примерно на 3%. Измерять величину давления в колесах следует в холодном их состоянии. Даже после небольшого пробега давление в колесах повышается.
4. Следите за правильной регулировкой колес («развал-схождение»).
5. Не возите в машине лишний груз. Каждые 50 кг груза вызывают перерасход топлива примерно на 2%.
6. Включенный кондиционер увеличивает расход топлива примерно на 10%.
7. Открытые стекла при скорости автомобиля свыше 50 км/час также приводят к перерасходу топлива. Величина перерасхода зависит от того, насколько эти стекла приоткрыты и какова скорость автомобиля.
8. Каждое торможение предполагает последующий разгон, что, в свою очередь, вызывает повышенный расход топлива. Если вы видите, что через две-три машины впереди зажглись «стопы» — уберите ногу с педали акселератора.
9. Не держите ногу на педали тормоза во время движения.
10. Не удерживайте автомобиль на склоне с помощью педалей сцепления и акселератора. Для этой цели есть ручной тормоз.
11. Избегайте поездок в часы пик.
12. Лучше ехать медленно и плавно, чем резко трогаться и тормозить. Особенно часто эта ошибка заметна у водителей в «пробках», где они придерживаются принципа: «главное, никого не пропустить вперед себя».
13. Полностью не прогревайте двигатель по утрам. Как только стрелка указателя температуры сдвинулась с места, можно ехать. Но педаль газа при этом надо нажимать как можно меньше, до тех пор, пока двигатель полностью не прогреется.
14. Правильно выбирайте передачу. На повышенной передаче, если вы полностью утопите педаль газа, нормального разгона не получится, а перерасход — пожалуйста. И как только разогнались, сразу же выключайте повышенную передачу.
15. Не гоните. Для автомобилей 80-х годов расход топлива при 110 км/час на 25% больше, чем при 90 км/час.
16. При остановке более чем на минуту глушите двигатель.
17. Чем резче вы нажимаете на педаль газа, тем больше у вас будет расход топлива.
18. Помните! Любое снижение мощности двигателя тут же вызывает перерасход топлива.
.________________________________________________________________________________.
За многие годы ремонта японских автомобилей нам неоднократно приходилось устранять перерасход топлива в японских автомобилях.
Причины этого перерасхода были, конечно, различными и здесь мы приводим наиболее часто встречаемые.
Неисправности, вызывающие перерасход топлива у машин с впрыском топлива:
— Снижена по какой-то причине мощность двигателя;
— Неисправен датчик кислорода или его цепи;
— Неисправен какой-нибудь из датчиков температуры или их цепи;
— Двигатель не прогревается до рабочей температуры;
— Неисправна система опережения зажигания;
— Неисправен датчик расхода воздуха или его цепи;
— Неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепь;
— Подтекание какой-нибудь форсунки (чаще всего форсунки холодного пуска, если она есть);
— Засорен воздушный фильтр;
— Слабая искра зажигания;
— Неисправна система наддува;
— Неправильно установлены метки привода газораспределения;
— Неисправна система контроля давления во впускном коллектор;
— Неправильное давление бензина;
— Не отрегулированы клапанные зазоры;
— Плохой накат (например из-за спущенных колес);
— Неисправна гидромуфта (у машин с "автоматом");
— Неправильная работа автоматической коробки передач;
— Неисправен ведущий мост.
Неисправности, вызывающие перерасход топлива у дизельных машин:
— Снижена мощность двигателя;
— Неисправны форсунки;
— Недостаток подаваемого во впускной коллектор воздуха;
— Неправильное опережение впрыска;
— Двигатель не прогревается до рабочей температуры;
— Неправильная работа систем снижения токсичности.
…
Вот несколько основных…
"Вопрос, как уменьшить потребление горючего, интересует многих автолюбителей. Поэтому я не могу оставаться в стороне от людских проблем, и постараюсь ответить на него, причем с чувством, толком и расстановкой. Но, для начала, введем условную классификацию всего перечня причин и проблем, которые сказываются на потреблении горючего не лучшим образом. Весь этот перечень я бы разбил на четыре условные категории:
— Аэродинамика,
— Погодные условия и состояние дороги,
— Технические проблемы,
— Человеческий фактор
А теперь пойдем рассматривать все по порядку, причем на понятном для всех языке.
Здесь все просто: так как сила сопротивления потоку набегающего воздуха зависит от скорости потока, и коэффициента аэродинамического сопротивления автомобиля, то чем быстрее вы будете ехать, тем больше «горючки» сожжет двигатель. Причем сопротивление зависит от квадрата скорости. Поэтому каждые 10 км/ч сверху разрешенных 90-100 км/ч – солидная «добавка» к аппетиту автомобиля. При 100 км/ч расход может быть 6 литров на «сотню». На 130 км/ч – под 8.
Что касается коэффициента, то «заумничать» не буду. Опущенные боковые стекла, багажник на крыше, «мухобойка» на капоте, ветровые дефлекторы на дверях, самостийно-кустарные «лопухи» обвеса, которые некоторые наивные люди называют спойлерами, юбками, антикрыльями, тюнингом – все это повышает коэффициент, увеличивает сопротивление воздуха и «кушает» дополнительное топливо. Чем выше скорость – тем больше кушает. Если установить на автомобиль все перечисленное, и стекла опустить на ходу, то +20+30% к «аппетиту» автомобиля можете добавить смело на скоростях от 90-100 км/ч. Что же касается деталей кузовного тюнинга, то его, если он настоящий, грамотные люди неспроста называют аэродинамическим обвесом. Потому что все эти детали не для «понта», и даже не для красоты, а для изменения аэродинамики автомобиля, перераспределения аэродинамических сил, которые действуют на кузов на высоких скоростях, чтобы правильно «прижать» автомобиль к дороге. Такие детали скурпулезно рассчитываются, продуваются в аэродинамических трубах и стоят очень дорого.
Погодные условия и состояние дороги
Если снижается температура воздуха, то двигатель греется дольше. Если двигатель греется дольше, то он дольше работает в режиме прогрева. А в режиме прогрева в камеры сгорания подается больше горючего, чем в прогретый мотор. Поэтому в холодное время года расход топлива всегда увеличивается. Кстати греть двигатель современного авто, стоя на стоянке, это «деньги на ветер» в прямом смысле слова. Если мороз – достаточно постоять несколько минут (заодно снег с машины сбросить), и можно начинать движение. Только до прогрева не усердствуйте! Не разрешайте стрелке тахометра подниматься выше 2500 об/мин, если бензиновый мотор, и 2000-2100 об/мин, если дизельный. И вы увидите, насколько быстрее, и безо всякого вреда двигатель будет прогреваться. И горючего меньше сожжете.
Что касается дорожного покрытия, то все, что увеличивает трение качения колес, все будет увеличивать расход топлива. Ведь его, это трение качения, преодолевать-то приходится! Поэтому в дождь или снег, или на грунтовой дороге расход топлива будет выше, чем на чистеньком асфальте. А еще бывает лед. Когда лед – тогда скользко. А когда скользко – тогда много пробуксовок. Каждая пробуксовка – выброшенный впустую бензин или дизельное топливо. Такие вот дела.
Некоторые моменты, которые я опишу, это не столько проблемы, сколько технические предпосылки к повышенному расходу топлива. Например, установка на автомобиль низкопрофильных покрышек с широким протектором. А чем шире протектор – тем выше трение качения колеса. Потребление топлива возрастет. К этому же приводит установка зимней резины. Она мягче летней, поэтому её трение качения тоже не маленькое. Шипы, если «зимка» шипованная, тоже вносят свой вклад в «деньги на ветер». Но без шипов, иной раз, просто никуда! Чем-то приходится жертвовать для того, чтобы ехать безопасно.
А вот теперь приступим к проблемам:
— Если давно не меняли свечи зажигания – добавьте к расходу топлива до +5%.
— Если давно не меняли воздушный фильтр или он крепко загрязнился после пыльных проселков – добавьте до 10% к расходу топлива.
Кстати, свечи зажигания и воздушный фильтр заменяются не тогда, когда им полный «кирдык» настанет, а согласно Регламенту Технического Обслуживания! Лишнее доказательство тому, что Регламенты ТО не для того инженерами придуманы, чтобы с вас деньги «снимать». Теперь продолжим.
— Если неисправна система управления двигателем (горит индикатор Check Engine. Или не горит, потому что его перед продажей БУ-авто «заботливо потушили») – добавьте до 50% (!) к расходу топлива.
— Если установочные углы колес на обеих осях (углы развала и схождения, в частности) имеют отклонения, превышающие допуски автопроизводителя – добавляйте до 10-15% к расходу топлива.
— Если с тормозной системой не все в порядке, а именно заедают тормозные механизмы на колесах, не позволяя им свободно катиться – добавляйте от 5% до 15% к расходу топлива.
— Если в вашем автомобиле в багажнике постоянно «живут» килограммов 40-50 всяких вещей, которые вы и сами не знаете, зачем с собой в машине таскаете – будьте готовы платить за их перевозку на 4-6% больше. Примерно настолько возрастает расход топлива в автомобиле класса Golf в данном случае.
— Если вы «хапнули» низкокачественного бензина, то кроме различных симптомов, вроде неустойчивой работы на холостых оборотах, пропусков воспламенения горючей смеси, двигатель может порадовать вас до +10+15% к его обычному «аппетиту».
— Если из-за проблем с двигателем или плохого горючего «умер» и «спекся» каталитический нейтрализатор, который после этого затрудняет свободное истечение отработавших газов, это тоже увеличит расход топлива вплоть до +20%.
Сюда отнесем все то, что так любимо человечеством, а именно создавать проблемы самому себе и другим людям. Это, конечно, шутка. На самом деле, речь пойдет об индивидуальном стиле вождения, маршрутах движения и протяженности поездок, что тоже очень сильно влияет на потребление горючего автомобилем.
Если на каждом перекрестке вы любите педаль акселератора больше, чем опасаетесь офицеров ГИБДД за ним, готовьтесь! К чему? К превышению расхода топлива в городском цикле над паспортными данными на 10-30%. Интенсивные разгоны и торможения очень способствуют истечению денег из кошелька. На топливо, я имею в виду. Штрафы – отдельная категория.
Если вы регулярно ездите по маршруту «дом-ребенка в школу-работа-магазин-дом», и пробег между каждым запуском и каждым выключение двигателя не превышает 5-7 километров, за комфорт на таких маршрутах тоже приходится платить повышенным расходом топлива. Двигатель не успевает толком прогреться (особенно зимой) на коротких перебежках, и долго работает в режиме «прогрев», а это, как вы уже знаете, означает повышенный расход топлива.
Если вы любите кататься «накатом», как вас научил какой-нибудь «Васильич», инструктор в автошколе, сам учившийся ездить ещё во времена Бонч-Бруевича, и не умеете притормаживать двигателем – тоже готовьтесь к тому, что расход топлива по городскому циклу превысит паспортный на 20% и более. Почему? Потому что при торможении двигателем потребление горючего равно НУЛЮ! Так устроены системы управления современных двигателей. А на «нейтралке», на холостом ходу, они «кушают» порядком. На «нейтралке» в Европе уже давно никто не катается!
Наконец, если на ваших маршрутах движения пробки, кучи перекрестков и светофоров – вы никогда не «впишитесь» в паспортные данные автомобиля, потому что неустановившиеся режимы работы двигателя на разгонах – вот еще один из основных «любителей» покушать топливо.
И, в завершение, несколько слов о ПАСПОРТНЫХ ДАННЫХ по расходу топлива, публикуемых автопроизводителями:
Данные показатели получаются в ходе испытаний, методика которых стандартизована европейскими и международными, государственными и экспертно-техническими организациями, и не имеет ничего общего с реальным движением на наших дорогах, и с индивидуальными стилями вождения, которых столько, сколько водителей на наших дорогах. Особенно показатели потребления горючего в городском цикле. Во всех автоконцернах это понимают, и отмечают в комментариях, что «показатели получены в идеальных условиях. Реальные показатели могут быть установлены только опытным/экспериментальным путем». Поэтому паспортные данные по расходу можно использовать только для сравнения разных автомобилей, например, при их выборе. Но если там будет написано «городской цикл – 6 л/100 км», то это вовсе не означает, что автомобиль, про который это написано, в ваших руках, в вашей местности, на ваших маршрутах и дорогах, и в любое время года «скушает» именно столько горючего!
Видите, сколько нюансов? Теперь вы о них знаете.
Конечно, далеко не каждый захочет превращать экономию топлива в самоцель, «вырезая» из жизни все то, что я написал. Ведь есть ещё комфорт для жизни и удовольствие от вождения хорошего автомобиля! Но поддерживать исправность автомобиля, соблюдать Регламент ТО, перестать возить в багажнике кучу ненужного хлама и… тормозить двигателем – удовольствию и комфорту не помеха!
Повышенный расход топлива — это не только увеличение количества визитов на заправку, но и удар по бюджету автомобилиста. Какие факторы влияют на "прожорливость" машины?
Рабочие жидкости
Конечно же, самая банальная причина повышенного расхода – использование некачественного топлива. Если бензин или дизель по своему химическому составу не соответствуют нормативам, то его сгорание происходит нештатно. А это значит, что блок управления двигателем пытается исправить проблему и дает команду обогатить смесь, подав больше топлива. Чтобы не спускать деньги в трубу вместе с не полностью сгоревшим топливом, лучше заливать топливо на заправках известных сетевых компаний.
На расход топлива также может влиять некачественное моторное масло или его несвоевременная замена.
Электронный блок управления
Работа современного двигателя зависит от большого количества факторов, а сам мотор управляется компьютером. В зависимости от показаний множества датчиков, "мозги" подстраивают работу исполнительных механизмов (частоту и время работы форсунок, угол зажигания, угол впрыска, открытие дроссельной заслонки, давление топлива и так далее) под текущий режим движения. Если показания от какого-либо неисправного датчика выдают некорректные данные, то ЭБУ выбирает для мотора ошибочную программу, что может вызывать неправильное сгорание топливовоздушной смеси и, следовательно, повышенный расход топлива. К счастью, как правило, если один из датчиков выдает неточные данные, то на приборной панели загорается индикация "Check engine".
В этом случае стоит обратиться на сервис, где специалисты считают ошибку и помогут понять, какой исполнительный механизм или датчик требует замены.
Датчик массового расхода воздуха
Отдельно следует отметить датчик массового расхода воздуха. Ведь негерметичность каналов подачи воздуха к нему ведет к искажениям показаний реального расхода воздуха и фактического, попавшего в камеру сгорания. Отсюда – неверное стехиометрическое соотношение горючей смеси и работа ДВС в полуаварийном режиме со всеми вытекающими последствиями.
Вот почему при диагностике автомобиля с жалобами на неровную работу двигателя и повышенный расход мастера, в первую очередь, проверяютт датчик массового расхода воздуха (ДМРВ).
Топливный фильтр
Не всегда в повышенном расходе виновата электроника. Причиной может быть и забитый топливный фильтр.
В этом случае давление топлива падает ниже расчетного, и ЭБУ дает команду на более длительное открытие форсунок, чтобы привести подачу топлива в норму. Вроде бы ничего страшного, но есть один нюанс — при забитом топливном фильтре давление прыгает с высокой частотой и крайне нестабильно, поэтому электронные "мозги" попросту не успевают подстраиваться под изменения, что вызывает неровное поступление топлива в камеру сгорания и непредсказуемый (зачастую повышенный) расход.
Воздушный фильтр
Еще один фильтр, влияющий на расход топлива, – воздушный. Считается, что общая конструктивная особенность поршневых ДВС – недостаток воздуха, который необходим для полного сгорания топлива (и именно ее решает на современных моторах решает турбонаддув).
А теперь представьте, насколько становится сложнее мотору всасывать воздух, когда воздушный фильтр забит пылью и грязью. К тому же, в этом случае мотор сильнее нагружается и расходует больше топлива. Именно поэтому воздушный фильтр меняют при каждой смене моторного масла.
Система выпуска
Чтобы ДВС исправно работал, он должен не только "вдыхать", но еще и свободно "выдыхать" – через систему выпуска. При закоксованных выпускных каналах ГБЦ или забитом катализаторе, создающих сопротивление выходу отработанных газов, двигателю приходится тратить больше энергии на "выдавливание" продуктов сгорания топлива. Следовательно, для сохранения рабочей мощности мотору приходится сжигать больше "горючки".
Поршневая группа
Износ поршневой группы – вполне обычное явление для двигателей с большим пробегом (свыше 100 000 км). На "уставших" моторах увеличение потребления горючего связано с нарушением компрессии в цилиндрах.
Если она недостаточно высокая, показатели отдачи мотора ухудшаются и для достижения требуемой отдачи двигателю нужно сжигать больше топлива. Часть которого, к слову, сгорает не полностью, так как все процессы изначально рассчитаны на штатную компрессию. Именно поэтому большинство возрастных автомобилей становятся все прожорливее и прожорливее.
Дополнительное оборудование
Не все причины повышенного расхода топлива связаны с техническими нюансами. На расход топлива влияет и навесное оборудование — кондиционер, мощная аудиосистема, освещение и другие серьезные потребители электроэнергии нагружают генератор, который связан ременным приводом с двигателем. А повышенные затраты энергии ДВС на вращение генератора провоцирует повышенный "аппетит" мотора.
Покрышки тоже влияют на расход топлива! Например, низкое давление в шинах ведет к повышенному сопротивлению качению. А это означает, что часть топлива тратится на преодоление сопротивления и не преобразуется в реальную работу по передвижению автомобиля в пространстве – отсюда и повышенный расход.