1. ЗАПРАВОЧНЫЕ ОБЪЕМЫ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130
Смазочная система двигателя с масляным радиатором. 8,5
Система охлаждения двигателя без отопителя и подогревателя. 26
Система охлаждения двигателя с отопителем и подогревателем. 29
2. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ И КОНТРОЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130
Зазор между стержнем клапана и коромыслом для впускного и выпускного клапанов на холодном двигателе, мм . 0,25—0,3
Зазор между контактами прерывателя, мм. 0,3—0,4
Зазор между электродами свечей зажигания, мм , . . 0,85—1
Давление масла в смазочной системе прогретого нового
двигателя, кПа (кгс/см2). 196—392 (2—4)
Минимальное допустимое давление масла в смазочной системе, кПа (кгс/см2):
на режиме холостого хода. 49 (0,5)
при скорости движения автомобиля 40 км/ч на пятой передаче . 98 (1)
Давление воздуха в тормозной системе, кГЪ (кгс/см2) 588—755 (6—7,7)
Нормальная температура жидкости в системе охлаждения двигателя, °С. 80—95
Прогиб приводных ремней вентилятора, насоса гидроусилителя рулевого привода и генератора под действием
усилия 40 Н (кгс), мм . 8—14
Прогиб приводного ремня компрессора под действием
усилия 40 Н (4 кгс), мм . 5—8
Свободный ход тормозной педали при установке комбинированного крана, мм. 40—60
Расстояние от педали тормоза до пола при полном
Почти каждому жителю России и стран ближнего зарубежья знаком характерный облик грузового автомобиля ЗиЛ-130 с кабиной, окрашенной в цвет морской волны. В СССР машина считалась эталонным образцом грузовика средней грузоподъемности.
Универсальность и надежность конструкции позволили использовать шасси для всевозможных транспортных средств – начиная от самосвалов и заканчивая автобусами.
История создания
Работы по созданию перспективного грузовика, предназначенного для замены ЗиС-150, начались на автозаводе имени И.В. Сталина в 1953 году. Проект машины обозначался ЗиС-125 или 150М. Работами руководили А.М. Кригер и Г.А. Феста. Первый опытный экземпляр с грузоподъемностью 4 тонны был собран к 1956 году уже под обозначением ЗиЛ-130.
Доводка машины и двигателя заняла более года, а в 1957 году техническое задание подверглось корректировке – автомобиль ЗиЛ-130 планировалось применять не только как грузовик, но и в варианте тягача. Доработанные машины с новым силовым агрегатом вышли на испытания в 1959 году.
К этому же времени относится и разработка окончательного дизайна кабины грузовика, который был создан ведущим художником завода ЗиЛ Т.П. Киселевой.
В очертаниях кабины чувствуется влияние американского грузового автомобилестроения 50-х годов прошлого века.
Именно для грузовиков из США были характерны использованные на ЗиЛ-130 панорамное стекло, конструкция и форма крыльев, а также общее решение радиаторной решетки.
Мелкосерийное производство началось осенью 1962 года, а массовое – только осенью 1964 года, когда новый грузовик полностью вытеснил с конвейера ЗиЛ-164А. Производство грузовиков шло нарастающими темпами, и в 70-е годы завод ежегодно выпускал до 200 тыс. машин на базе ЗиЛ-130.
С начала 1986 года завод ЗИЛ перешел на новый стандарт обозначения моделей и 130-й, пройдя очередную модернизацию, стал обозначаться ЗИЛ-431410. Машина продержалась на конвейере московского завода до конца 1994 года. Автомобильный завод в Новоуральске выпускал грузовики под маркой АМУР вплоть до 2010 года.
Описание конструкции
Грузовик ЗиЛ-130 представляет собой конструкцию капотного типа с задними ведущими колесами и грузоподъемностью от 5,5 т (ранние версии) до 6,0 т (последние модели).
Основой машины является клепаная рама из лонжеронов швеллерного профиля и поперечных усилителей.
Подвески мостов зависимого типа на листовых рессорах. Передний мост оснащен телескопическими амортизаторами, задний – подрессорниками.
Двигатель
Первые опытные грузовики ЗИЛ-130 комплектовались 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем модели Э130. Мотор имел V-образную форму с прямым углом развала блоков. При рабочем объеме 5,2 литра ожидалась мощность до 135 л.с., однако, на испытаниях агрегат не смог развить более 121 силы.
Мощность в 130 л.с. удалось получить на модернизированной версии 1Э130. Параллельно шли работы по доработке рядного нижнеклапанного мотора ЗИЛ-120, из которого удалось выжать те же 130 сил.
Изменение технического задания в части увеличения тягового усилия грузовика повлекло за собой необходимость применения моторов с мощностью не менее 150 л.с. Это требование поставило крест на дальнейших работах над «шестерками», и конструкторы переключились на разработку V-образного 8-цилиндрового агрегата модели 3Э130 с рабочим объемом 6,0 литров.
Опытные образцы появились в 1958 году и развивали мощность до 151 л.с.
Моторы после доработок пошли в серийное производство в 1959 году под обозначением ЗиЛ-130 и имели 148 л.с. (первые годы выпуска).
Мотор подвергался многочисленным изменением и использовался вплоть до снятия грузовика ЗиЛ-130 с производства. В качестве топлива применялся бензин А-76 (в том числе и этилированный). Средний расход топлива на грузовом ЗиЛ-130 составлял 28-30 л/100 км.
Газобаллонный вариант ЗиЛ-138 (на сжиженном газе) обладал увеличенной степенью сжатия, за счет чего развивал 150 л.с. Версия для работы на сжатом газе имела обозначение 138А и развивала 120 сил.
С 1974 года выпускалось шасси для самосвала 130К и грузовик ЗиЛ-130АН, оснащенные рядным 6-цилиндровым нижнеклапанным 110-сильным мотором, созданным на основе 157-й модели. Мотор имел ряд доработок, связанных со спецификой конструкции грузовика.
Поставлявшие на экспорт автомобили ЗиЛ-130 комплектовались 140-сильным дизелем Perkins 6.345 или 125-сильным Valmet 411BS и 137-сильным Leyland.
Моторы имели рядную 4- или 6-цилиндровую схему.
Гидравлика
Гидравлическая система на бортовом грузовике ЗиЛ-130 отсутствует. Привод от гидроцилиндра применяется для разгрузки кузова на самосвалах. Давление в магистрали создается дополнительным шестеренчатым насосом, расположенным на коробке отбора мощности.
Трансмиссия
Грузовик ЗиЛ-130 получил коробку, аналогичную по схеме с использовавшейся на ЗиС-150. Коробка имеет пять скоростей переднего хода, с синхронизаторами на четырех высших передачах. Повышающей передачи нет, пятая скорость является прямой. Сцепление сухого типа, имеет один диск и оборудовано механическим приводом.
Для комплектации тягачей и самосвалов предполагалось оснащение их двухскоростным задним мостом, с возможностью переключения передач шлицевой муфтой. Узел не удалось довести до стадии серийного производства. Все варианты ЗиЛ-130 комплектовались односкоростным задним мостом двухступенчатого типа.
Рулевое управление
Рулевой механизм грузовика построен по принципу винта и гайки и оснащен гидравлическим усилителем с приводом от насоса, установленного на двигателе. Рулевая колонка жестко устанавливалась в кабине.
Рулевой вал соединялся с редуктором карданным валом. Версии для стран с жарким климатом комплектовались радиатором для охлаждения рабочей жидкости. Рулевое колесо пластиковое, оснащено тремя спицами.
Электрическая система
Грузовик оснащен системой постоянного тока с напряжением 12 вольт, с подсоединением отрицательного полюса на кузов. На двигателе монтировался генератор с мощностью от 225 до 1260 Вт (в зависимости от года выпуска и модели).
Аккумулятор установлен в нише под кабиной.
Армейские варианты оснащались водостойким и герметизированным оборудованием.
Тормозная система
Рабочие тормоза грузовика ЗиЛ-130 барабанного типа, с пневматическим приводом. В состав пневматической системы входил 2-цилиндровый компрессор и система из двух ресиверов емкостью по 20 л. Компрессор имеет привод ремнем от шкива коленчатого вала и подключен к общей системе смазки и охлаждения двигателя.
Стояночный тормоз ранних машин управлялся рычагом в кабине и воздействовал на механизм барабанного типа, размещенный на выходном валу коробки передач. На задней поперечине рамы рядом с буксировочным прибором расположен выход для подключения пневматических тормозов прицепа.
На машинах ЗиЛ-130-80 стал применяться раздельный привод на передний и задний мост с дополнительным регулятором тормозных усилий.
В системе стали применяться четыре ресивера.
Для привода стояночного тормоза стала применяться отдельная пневматическая система, которая одновременно являлась аварийной. Стояночный тормоз включался краном из кабины. Барабан ручного тормоза с вала коробки был убран.
Кузов и кабина
Кабина двухдверная, трехместная, цельнометаллической схемы, оборудована системой отопления, очистки ветрового стекла, опускаемыми стеклами дверей и поворотными форточками. На крыше ранних машин имелись два вентиляционных люка, от которых постепенно отказались. Характерной внешней чертой ранних машин (до 1974 года) является отсутствие повторителей поворота на крыльях.
На гражданских машинах использовалось цельное ветровое стекло, на машинах для армии мог устанавливаться вариант из двух половин (унифицированный с ЗиЛ-131).
На кабинах применялись два вида облицовки радиатора:
- Раннего типа (до ноября 1978 года), с верхним расположением фар и крупными продухами радиатора;
- Поздний вариант, с установленными ниже фарами и мелкими прорезями воздуховодов.
Бортовая платформа грузовика деревянная с металлической усилительной оковкой. Стандартная платформа имела два борта по бокам, удлиненная на ЗИЛ-130ГУ – три. Под полом платформы устанавливался ящик для инструмента.
Технические характеристики в сравнении
Параметр | ЗиЛ-164 | ЗиЛ-130 | КАЗ-608 (седельный тягач) |
---|---|---|---|
Грузоподъемность, кг | 4000 | 6000 (14400 в варианте седельного тягача) | 15500 |
Тип двигателя | Бензин, 6-цил. | Бензин, 8-цил. | Бензин, 8-цил. |
Мощность, л.с. | 97 | 150 | 150 |
Вес снаряженного, кг | 4100 | 4300 | 4000 |
Максимальная скорость, км/ч | 75 | 85 | 80 |
Расход топлива л/100км | 27 | 28…32 | 41…46 |
Как видно из технических характеристик ЗИЛ-130 достойно выглядел на уровне своих конкурентов.
Применение
Грузовики и шасси ЗиЛ-130 широко применялись в народном хозяйстве. На основе машины производились автобусы (марки «Таджикистан»), самосвалы, цистерны, развозные и технические фургоны. Большое количество шасси ЗиЛ-130 шло на создание пожарных автомобилей – автоцистерн, рукавных машин, насосных станций.
Для поставок в Советскую Армию предназначалась модификация ЗиЛ-130Е, имевшая ряд узлов электрооборудования от 131-й модели. В состав оснащения входили дополнительные канистры с емкостью 10 и 20 литров, набор шанцевого инструмента, светомаскировочные колпаки на фары головного света.
Под заказ устанавливались борта увеличенной высоты с возможностью установки дуг для тента. На правый лонжерон мог устанавливаться второй топливный бак, рассчитанный на 170 литров бензина.
Модернизации
За годы производства машина ЗиЛ-130 прошла три крупные модернизации, после которых менялось обозначение базовой модели:
- 1966 года – обозначение сменилось на ЗиЛ-130-66;
- 1976 года – на ЗиЛ-130-76;
- 1984 года – на ЗиЛ-130-80 (по данным справочников НИИНавтопром внедрение модели произошло в 1981 году).
При модернизации 1966 года удалось увеличить ресурс машины до 200 тыс. км (до первого капитального ремонта), увеличить мощность мотора до 150 сил. В конструкции внедрили ряд усовершенствований, направленных на улучшение характеристик автомобиля.
Версия 1976 года имела ресурс 300 тыс. км и увеличенную до 6 т грузоподъемность. Грузовики модели 130-80 оснащались улучшенной тормозной системой, экономичным карбюратором и рядом других усовершенствований.
Интересные факты
На филиале ЗиЛ в Чите собирался северный вариант ЗиЛ-130С, который оснащался лебедкой, с приводом от коробки передач. Машина предназначалась для эксплуатации при температуре до -60°С. Машины красились в яркие оранжевый или красный цвета, а также в армейский «хаки».
С 1973 года грузовики и шасси ЗиЛ-130 имели Государственный Знак Качества СССР, который подтверждал высокие характеристики продукции.
На сегодняшний день грузовики ЗиЛ-130 устарели, и постепенно списываются из-за износа конструкции и значительного расхода топлива.
Остающиеся экземпляры переоборудуются путем замены бензинового двигателя на дизельный агрегат (как правило, изделие Минского моторного завода Д-245). Грузовики ранних выпусков являются большой редкостью и стали предметом коллекционирования.
Видео
Двигатель ЗиЛ-508.10 предназначен для установки на автомобили
ЗИЛ-130 (431410), ЗИЛ-433360.
Семейство моторов ЗИЛ-130 получило большое применение.
Они устанавливались на все платформы 130-го, а именно:
- ЗИЛ-130Э (1965–1986),
- ЗИЛ-130Т (1965–1986),
- ЗИЛ-130Е (1967–1986),
- ЗИЛ-130ЕЭ (1967–1986),
- ЗИЛ-130ЕТ (1967–1986),
- ЗИЛ-130Г (1965–1986),
- ЗИЛ-130ГЕ (1967–1986),
- ЗИЛ-130ГС (1974–1986),
- ЗИЛ-130АН (1974–1986),
- ЗИЛ-130В1Э (1965–1986)
- и так далее.
Модель и тип | ЗИЛ-130, V -образный, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный |
---|---|
Расположение цилиндров | Под углом 90° |
Число цилиндров | 8 |
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 100х95 |
Рабочий объем цилиндров, л | 6 |
Степень сжатия | 6,5 |
Номинальная мощность при 3200 об/мин, кВт (л. с.) | 110,4 (150) |
Максимальный крутящий момент при 1800—2000 об/мин. Н*м (кгс*м) | 401,8 (41) |
---|---|
Минимальный удельный расход топлива, г/(кВт-ч) [/(л.с.-ч)] | 313 (230) |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Нумерация цилиндров: | |
правая группа | 1-2-3-4 |
левая группа | 5-6-7-8 |
Сухая масса двигателя со сцеплением, коробкой передач, стояночной тормозной системой, компрессором, насосом гидроусилителя рулевого управления и вентилятором, кг | 640 |
Блок цилиндров | Чугунный, с легкосъемными вставными гильзами, с резиновыми уплотняющими кольцами в нижней их части |
Головки цилиндров | Две, из алюминиевого сплава, со вставными седлами и направляющими клапанов |
Поршни | Из алюминиевого сплава |
Поршневые кольца | Три компрессионных — чугунные (два верхних хромированные) и одно маслосъемное — стальное, составное, хромированное |
Поршневые пальцы | Стальные, плавающие, пустотелые |
Шатуны | Стальные, двутаврового сечения, со смазыванием поршневого пальца разбрызгиванием |
Шатунные и коренные подшипники | Тонкостенные, взаимозаменяемые; вкладыши — сталеалюминиевые (стальная лента, алюминиевый сплав) |
Коленчатый вал | Стальной, кованый, пятиопорный, с каналами для смазывания; шейки с грязеуловителями |
Маховик | Чугунный, снабжен стальным зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера |
Распределительный вал | Стальной, пятиопорный |
Фазы газораспределения: | |
открытие впускного клапана | 31° до ВМТ |
закрытие впускного клапана | 83° после НМТ |
открытие выпускного клапана | 67° до НМТ |
закрытие выпускного клапана | 47° после ВМТ |
Привод распределительного вала | Зубчатой парой с косыми зубьями; колесо — чугунное |
Клапаны | Верхние, расположены в головках блока цилиндров; приводятся в действие от одного распределительного вала. Выпускные клапаны — пустотелые, охлаждаемые, с жаростойкой наплавкой; имеют механизм для принудительного поворачивания клапана во время работы |
Толкатели | Механические, стальные, с наплавкой из специального чугуна |
Коромысла клапанов | Стальные, с бронзовой втулкой |
Газопроводы | Впускной — из алюминиевого сплава, общий для обоих рядов цилиндров, с жидкостной полостью для подогрева топливной смеси, расположен между головками блока; выпускные — чугунные; по одному с каждой стороны блока цилиндров |
Смазочная система | Смешанная: под давлением и разбрызгиванием, с охлаждением масла в радиаторе |
Масляный насос | Шестеренный, двухсекционный, расположен с правой стороны блока цилиндров. Верхняя секция насоса подает масло через масляный фильтр в смазочную систему двигателя. Редукционный клапан верхней секции отрегулирован на давление не менее 320 кПа (3,2 кгс/см2). Нижняя секция насоса подает масло в масляный радиатор; перепускной клапан нижней секции отрегулирован на давление 120 кПа (1,2 кгс/см2) |
Масляный фильтр | Центробежный, с реактивным приводом |
Масляный радиатор | Воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки, установлен перед водяным радиатором |
Вентиляция картера | Принудительная, с отсосом картерных газов во впускной газопровод через специальный клапан; воздух поступает через фильтр маслозаливной горловины |
Система питания | Принудительная подача топлива |
Топливный бак | Один, объемом 170 л, установлен под платформой на левом лонжероне |
Топливный насос | Б10, диафрагменный, с рычагом для ручной подкачки топлива |
Подогрев топливной смеси | Во впускном газопроводе, имеющем жидкостную полость для подогрева смеси |
Фильтры очистки топлива: | |
магистральный фильтр-отстойиик | Щелевой, расположен на кронштейне топливного бака |
тонкой очистки | С керамическим фильтрующим элементом, расположен на кронштейне перед карбюратором |
топливного бака | Сетчатый, расположен на приемной трубке |
Карбюратор | К-88АМ, двухкамерный, с падающим потоком смеси, имеет ускорительный насос и экономайзер |
Ограничитель максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя | Пневмоцентробежны й центробежный преобразователь и исполнительный диафрагменный механизм с п невматическим приводом) |
Воздушный фильтр | ВМ-16, масляно-инерционный, с двухступенчатой очисткой воздуха |
Система охлаждения | Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией |
Р ад и атор | Трубчато-ленточный (змейковый), тре х рядный |
Термостат | С твердым наполнителем, установлен в выпускном патрубке жидкостной полости |
Жалюзи | Створчатые, вертикальные, управляются из кабины водителя |
Водяной насос | Центробежный, приводится ремнем вместе с вентилятором от шкива коленчатого вала |
Вентилятор | Шестилопастный |
Продольный разрез двигателя ЗИЛ-130 (схема двигателя ЗИЛ-130)
1 — шкив коленчатого вала; 2 — храповик; 3 — блок цилиндров; 4 — указатель установки момента зажигания; 5 — датчик ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала; 6 — валик привода датчика ограничителя; 7 — поджимная пружина валика; 8 — распорное кольцо; 9 — упорный фланец; 10 — передняя крышка блока; 11 — водяной насос; 12 — шкив водяного насоса; 13 — ремень привода генератора; 14 — ремень привода насоса гидроусилителя; 15 — ремень привода компрессора; 16 — пробка; 17 — масленка; 18 — рым-болт; 19 — воздушный фильтр маслоналивной горловины; 20 — топливный насос; 21 — штанга насoca; 22 — фильтр тонкой очистки топлива; 23 — трубка вентиляции картера; 24 — центробежный фильтр очистки масла (центрифуга); 25 — датчик указателя температуры воды; 26 — распределительный вал; 27 — вкладыш коренного подшипника; 28 — сальник заднего
коренного подшипника; 29 — сцепление; 30 — коленчатый вал; 31 — упорная шайба; 32 — зубчатое колесо распределительного вала