Разборка водяного насоса ЯМЗ-238
Отвернуть гайки 14 (рисунок 5) патрубка 8.
Слегка постукивая в выступающие части патрубка 8 в направлении стрелок Б, извлечь указанный патрубок из корпуса 1 насоса.
Рис.5 – Водяной насос (помпа) ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД
1–корпус; 2–крыльчатка; 3–торцовое уплотнение; 4–втулка; 5–вал; 6–водосбрасыватель; 7–заглушка; 8–подводящий патрубок; 9–стопорное кольцо; 10–шкив; 11, 12–уплотнительные кольца; 13–подшипники; 14, 15–гайки крепления и пружинные шайбы.
Зафиксировать крыльчатку 2 (или шкив 10) от вращения с валом 5.
Вывернуть заглушку 7 из резьбового отверстия крыльчатки 2.
Завернуть в резьбовое отверстие (М22х1,5) крыльчатки 2 гайку 17 съемника 16 (рисунок 6) и, вворачивая болт 18, спрессовать крыльчатку 2 с вала 5.
Отогнуть «усы» корпуса 19 торцового уплотнения (рисунок 6) и извлечь манжету 22 с пружиной и каркасами в сборе.
Используя съемник 16, спрессовать шкив 10.
Извлечь из канавки корпуса 1 насоса стопорное кольцо 9.
Выпрессовать из корпуса 1 вал 5 с водосбрасывателем 6 и подшипниками 13.
Если латунный корпус 23 торцового уплотнения и втулка 4 не имеют повреждений, их из корпуса 1 можно не извлекать и на этом разборку насоса можно считать законченной.
Рисунок 6 – Разборка водяного насоса ЯМЗ-238ДЕ2, 238Б, 238ДЕ
2–крыльчатка; 9–стопорное кольцо; 10–шкив; 17–гайка съемника; 18–болт съемника; 19–корпус торцового уплотнения; 20–манжета втулки; 21–втулка уплотнения; 22–манжета с пружиной в сборе
Сборка водяной помпы ЯМЗ-238ДЕ2, 238НД5, 238АК
Промыть все детали насоса и просушить сжатым воздухом.
Напрессовать на вал подшипники и водосбрасыватель. При этом необходимо: предварительно смазать вал дизельным маслом; усилие напрессовки прилагать к внутреннему кольцу подшипника;
Заполнить всю полость между подшипниками смазкой Литол-24 (60-70 г).
Запрессовать вал в сборе с подшипниками и водосбрасывателем в корпус 1 до упора. При этом необходимо: предварительно смазать расточку корпуса 1 под подшипники чистым моторным маслом; усилие запрессовки прилагать к наружному кольцу подшипника.
Установить в канавку корпуса 1 стопорное пружинное кольцо 9.
Напрессовать на вал 5 шкив 10 до упора. При этом необходимо: предварительно смазать вал водяного насоса ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД чистым моторным маслом; обеспечить неподвижный упор противоположного конца вала.
Установить в латунный корпус детали торцового уплотнения; резиновую манжету в сборе с пружиной и каркасами пружины; армированную манжету и уплотнительную втулку.
Установить в крыльчатку резиновую манжету и уплотнительную втулку. При этом необходимо:
– предварительно надеть манжету на уплотнительную втулку;
– нанести тонкий слой смазки в расточку крыльчатки 2 и на наружную поверхность резиновой манжеты 23;
– взять двумя руками манжету в сборе с втулкой и, прилагая усилие к торцу уплотнительной втулки, вставить эти детали в расточку крыльчатки до упора, не допуская перекосов.
Напрессовать крыльчатку 2 в сборе с манжетой и уплотнительной втулкой на вал 5. При этом необходимо:
– предварительно смазать вал 5 чистым моторным маслом;
– обеспечить неподвижный упор противоположного конца вала помпы 238ДЕ2, 238НД5, 238АК;
– установить крыльчатку на вал в размер 10-0,15 мм между торцом вала и торцом ступицы крыльчатки. Для этого необходимо при запрессовке установить на торец вала диск диаметром не более 13 мм и высотой 10-0,15 мм.
Зафиксировать крыльчатку 2 (или шкив 10) от вращения.
Завернуть в резьбовое отверстие крыльчатки 2 заглушку 7 до упора;
Установить в корпус 1 втулку 4 и резиновое кольцо 12.
Установить в канавку патрубка 3 резиновое кольцо 11, не допуская его перекручивания.
Запрессовать патрубок 3 в расточку корпуса 1 до упора. При этом необходимо: предварительно смазать расточку в корпусе 1 и кольцо 11 тонким слоем смазки Литол-24; шпильки на корпусе 1 должны свободно войти в крепежные отверстия патрубка 8.
Закрепить патрубок 3 гайками 14 с пружинными шайбами 15.
Проверить качество сборки вращая вал 5 за шкив 10. Вращение вала должно быть свободным, без заеданий.
Установка ремня помпы 238ДЕ2, 238Б, 238ДЕ
Установить натяжное устройство на корпус водяного насоса и закрепить двумя болтами (М12, 310098-П29, 2 шт.) шайбами (312672-П29, 2 шт.) с Мкр=78,45-107,87 Нм (8-11 кг/см) (S=17).
Ослабить регулировочный болт (201682-П29) на натяжном устройстве, установить ремень в ручьи шкива водяного насоса, сдвинуть натяжное устройство монтажкой вниз и проверить прибором натяжение ремня.
В системах охлаждения двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, устанавливаемых на автомобилях МАЗ и КрАЗ, циркуляция воды осуществляется водяным насосом 236-1307010 центробежного типа, который крепится к передней стенке блока цилиндров. Насос получает вращение через клиновидный ремень (на рисунке поз. 20) и разъемный шкив (поз. 4, 6) от коленвала дизеля.
В литом корпусе (поз. 3), выполненном из чугуна, в двух подшипниках (поз. 9) вращается валик (поз. 11), на который напрессована крыльчатка (поз. 19), при вращении создающая поток охлаждающей жидкости. Подшипники имеют одностороннее уплотнение и их рабочая полость при сборке заполняется смазкой (например, “Литол-24”). Задняя часть корпуса имеет спиралевидную форму, благодаря которой происходит направление потока воды, сходящей с лопастей крыльчатки. Чугунная крыльчатка насоса закреплена на заднем конце валика гайкой колпачкового типа (поз. 17) и шайбой (поз. 18). Внутри крыльчатки водяного насоса ЯМЗ-238, ЯМЗ-238 смонтировано торцовое уплотнение (сальник), состоящее из резиновой манжеты с латунными обоймами (поз. 24), пружины (поз. 21) и уплотнительного упорного кольца (поз. 25) из графитированного текстолита. Кольцо своими крестообразными выступами входит в пазы крыльчатки и вращается вместе с ней. Стопорное кольцо (поз. 26) удерживает сальник в крыльчатке. В верхнюю часть корпуса вкручен ниппель, к которому через дюритовый шланг подсоединена перепускная трубка. Задний фланец корпуса закрывается крышкой (поз. 15) с уплотнительным кольцом (поз. 16) и закрепляется шестью шпильками с гайками.
Рис.1 — Водяной насос (помпа) 236-1307010 системы охлаждения автомобилей МАЗ и КрАЗ
1 – водяной насос в сборе; 2 – прокладка паронитовая; 3 – корпус насоса; 4 – передняя боковина шкива; 5 – регулировочная прокладка; 6 – ступица шкива с задней боковиной; 7 – кольцо запорное; 8 – распорная втулка; 9 – шарикоподшипник; 10 – сегментная шпонка; 11 – валик насоса; 12 – водосбрасыватель валика; 13 – втулка корпуса; 14 – кольцо; 15 – крышка корпуса насоса; 16 – кольцо уплотнительное; 17 – гайка колпачковая; 18 – шайба стопорная; 19 – крыльчатка; 20 – клиновидный ремень; 21 – пружина торцового уплотнения; 22 – обойма манжеты малая; 23 – обойма манжеты большая; 24 – манжета торцового уплотнения; 25 – кольцо упорное; 26 – кольцо стопорное.
Наиболее часто в силу большой востребованности используются помпы ЯМЗ-236/238, параметры и показатели которых идеально подходят для ярославских двигателей с тем же индексом и их аналогов.
Производительность такого насоса составляет порядка 30 литров в минуту при крутящем моменте на валу помпы 0.52 единицы. Вес обычно не превышает 9 кг, а что касается габаритов, то они могут отличаться в зависимости от предназначения.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич
При эксплуатации насоса во время ТО следует особое внимание уделять герметичности соединений, чтобы не допускать утечки жидкости. Проверка помпы на герметичность выполняется принудительным поднятием давления в до 3 кгс и выдерживании данного показателя в течение 1 минуты (как вариант – проверка сжатым воздухом с давлением в 4 кгс на протяжении 30 секунд).
Вал помпы должен проворачиваться свободно и без заеданий, даже если это проворачивание выполняется рукой, воздействуя на шкив или крыльчатку насоса.