Задний ВОМ МТЗ-1221 Беларус имеет двухскоростной независимый (540 и 1000 об/мин) и синхронный (4,18 об/м пути) приводы.
Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через двухскоростной редуктор привода ВОМ, внутренний вал КПП, муфту переключения привода (27) (рис.26) на вал коронной шестерни (26) планетарного редуктора вала.
Синхронный привод осуществляется через муфту переключения (27), соединяющую вал (26) планетарного редуктора с шестерней коробки передач.
Планетарный редуктор ВОМ расположен в корпусе заднего моста и состоит из коронной шестерни (22), связанной с валом (26), трех сателлитов (23), установленных на осях (21), водила (25) и солнечной шестерни (24).
Солнечная шестерня (24) посредством шлиц связана с барабаном включения (17), который вместе с тормозной лентой (16) образует ленточный тормоз включения.
Водило (25) выполнено за одно целое с тормозным барабаном (19), соединенным с валом (20) и вместе с тормозной лентой (18), образующим ленточный тормоз выключения. Во внутреннюю расточку вала (20) устанавливаются сменные хвостовики ВОМ (10), 8 шлиц (540 об/мин) или 21шлиц (1000 об/мин).
На валике (3) подвижных концов тормозных лент имеется эксцентрик с рычагом (5) для осуществления внешней подрегулировки зазора ленточных тормозов путем поворота валика (3).
Внутри корпуса заднего моста расположены два регулировочных винта (11), связанных с валиком управления (6) и с рычагами (4), (5). ВОМ включен, когда тормозная лента (16) затянута, а тормозная лента (18) отпущена.
В этом случае барабан включения (17) и соединенная с ним солнечная шестерня (24) остановлены.
Вращение от коронной шестерни (22) через сателлиты (23), обегающие остановленную солнечную шестерню (24), передается на водило (25) и вал (20).
ВОМ выключен, когда тормозная лента (18) затянута, а тормозная лента (16) отпущена. В этом случае остановлен сменный хвостовик ВОМ (10).
Рис. 26. Планетарный редуктор заднего ВОМ МТЗ-1221.2 Беларус
1 — кронштейн; 2 — гидроцилиндр; 3 — эксцентриковая ось; 4, 5 — рычаг; 6 — валик управления; 7 — стопорная пластина; 8 — болт фиксации хвостовика; 9 — стопорная пластина сменного хвостовика; 10 — сменный хвостовик; 11 — регулировочные винты; 12 — пластина стопорная; 13 — болт фиксации пластины стопорной; 14 — ось; 15 — крышка задняя; 16, 18 — тормозные ленты; 17 — барабан включения; 19 — тормозной барабан; 20 — вал ВОМ; 21 — ось сателлита; 22 — коронная шестерня; 23 — сателлит; 24 — солнечная шестерня; 25 — водило; 26 —вал коронной шестерни; 27 — муфта переключения привода.
Управление задним ВОМ
Рис. 27. Управление задним ВОМ МТЗ-1221-2
1 — тяга; 2 — кран управления; 3 — маслопровод отбора масла; 4 — электрогидрораспределитель привода ПВМ; 5 — маслопровод сливной; 6 — маслопроводы гидроцилиндра ВОМ; 7 — гидроцилиндр; 8 — шток; 9 — рычаг.
На тракторе Беларус-1221 установлен гидрофицированный механизм управления задним ВОМ (рис. 27), состоящий из крана управления (2) с тягой (1), гидроцилиндра (7), связанного через рычаг (9) с валиком управления (6) (рис. 26) и маслопроводов (3), (5) и (6) (рис. 27).
Напорный маслопровод (3) связывает кран (2) с краном управления ПВМ. Управляющие маслопроводы (6) соединяют кран (2) с гидроцилиндром (7).
Тяга управления (1) имеет два положения:
– вал отбора мощности включен — крайнее верхнее положение;
– вал отбора мощности выключен — крайнее нижнее положение.
На правильно отрегулированном ВОМ расстояние «А» между головкой штока (8) цилиндра (7) и крышкой равно:
– 64 ± 2 мм (включен);
– 41 ± 2 мм (выключен).
Управление передним валом отбора мощности
Рис.28. Управление передним валом отбора мощности
1 — жгут; 2 — пульт; 3 — переключатель; 4 — включатель кнопочный; 5 — лампа контрольная; 6 — жгут; 7 — электрогидрораспределитель
Управление передним ВОМ осуществляется электрогидравлической системой.
Электрическая часть системы управления передним валом отбора мощности МТЗ-1221.2 Беларус входит в объединенную систему управления БД (блокировкой дифференциала) заднего моста, приводом ПВМ (переднего ведущего моста) и передним ВОМ и состоит из установленных в кабине справа от водителя на пульте (2) переключателя (3), кнопочного выключателя (4), контрольной лампы (5), расположенного в пульте (2) реле, соединенных между собой согласно прилагаемой электрической схемы при помощи жгута (1) по кабине (жгута объединенной системы управления БД, ПВМ и ПВОМ), связанного в свою очередь со жгутом (6) по трансмиссии (жгутом объединенной системы управления БД, ПВМ и ПВОМ), подсоединенным к
электрогидрораспределителю (7) включения привода передним ВОМ.
Система запитана от бортовой электросети трактора согласно прилагаемой электрической схемы. Напряжение питания в систему подается после пуска двигателя.
Электрогидрораспределитель (7) управляет потоком масла, подводимым к гидроцилиндру механизма управления ленточными тормозами планетарного редуктора переднего вала отбора мощности.
Переключатель (3) имеет два фиксированных положения:
– включение привода переднего вала (нажать на гладкую часть переключателя);
– передний вал отключен (нажать па рифленую часть переключателя).
Для включения привода переднего вала отбора мощности необходимо при работающем двигателе переключатель (3) перевести в положение «Включение привода переднего ВОМ» и затем нажать на кнопочный выключатель (4) пуска переднего вала и отпустить его.
При этом контакты реле в пульте (2) замыкаются и на электромагнит электрогидрораспределителя (7) подается напряжение, перемещается золотник электрогидрораспределителя (7) и масло под давлением подается в безштоковую полость гидроцилиндра управления передним ВОМ, а штоковая полость соединяется со сливом.
Включение привода сигнализируется контрольной лампой (5).
Для отключения переднего вала отбора мощности необходимо перевести переключатель (3) в положение «отключен» (нажать на рифленую часть переключателя).
При этом контакты реле в пульте (2) размыкаются, электромагнит электрогидрораспределителя (7) обесточивается, золотник возвращается в исходное положение, безштоковая полость гидроцилиндра соединяется со сливом, масло подается в штоковую полость, привод переднего ВОМ выключается,
контрольная лампа (5) гаснет.
При останове двигателя (глушении) передний вал отбора мощностиавтоматически отключается.
Поэтому после следующего запуска двигателя для включения привода переднего ВОМ необходимо нажать на кнопочный выключатель (4) (повторить операции по пуску).
Для исключения ударных нагрузок на ВОМ МТЗ-1221-2 Беларус снизьте обороты двигателя примерно до 900 об/мин при его включении, затем увеличьте обороты двигателя.
Аналогично, чтобы снизить нагрузки на тормозные ленты, сначала снизьте обороты путем замедления скорости двигателя перед выключением. Это особенно важно для орудий с большим моментом инерции. Такие орудия должны быть всегда оборудованы муфтой свободного хода.
Предусмотрены два сменных хвостовика ВОМ. При работе с 6-шлицевым хвостовиком для получения стандартной частоты вращения вала 540 об/мин установите скоростной режим двигателя на 2037 об/мин.
При замене 6-шлицевого хвостовика на 21-шлицевой переключите привод на 1000 об/мин и установите 2156 об/мин двигателя для получения стандартных 1000 об/мин. Чтобы избежать непредвиденного перемещения орудия, выключайте вал отбора мощности после каждого его использования.
Оборудование с приводом от ВОМ, не требующее отбора большой мощности, должно иметь 6-шлицевую втулку для работы при 540 об/мин. В этом случае необходимо установить 2037 об/мин двигателя.
Оборудование, требующее отбора большой мощности, работает при 1000 об/мин хвостовика и снабжается 21-шлицевой втулкой для присоединения к хвостовику.
Положение переключателя двухскоростного вала отбора мощности МТЗ-1221.2 Беларус:
Силовой режим (6 шлиц, скорость I, 82 л.с.) – 2037 / 2100 об/мин двигателя; 540 / 556 об/мин.
Режим высокой мощности (21 шлиц, скорость II,123 л.с.) – 2156 / 2100 об/мин двигателя; 1000 / 974 об/мин.
Замена хвостовика вала отбора мощности
– Снимите два болта и колпак.
– Отвинтите четыре гайки, снимите кожух и плиту.
– Снимите шесть болтов, пластину и выньте хвостовик.
– Установите другой хвостовик в шлицевое отверстие, установите пластину и все остальные снятые детали в обратной последовательности.
Регулировка ВОМ МТЗ-1221 Беларус
Внешним признаком, указывающим на степень износа накладок тормозных лент ВОМ и необходимость проведения регулировочных операций, является размер «А» (между верхней точкой головки штока и крышкой гидроцилиндра).
На отрегулированном неизношенном вале отбора мощности размер «А» должен быть: 64 ± 2 мм (включен); и 41 ± 2 мм (выключен).
При значениях размера А более 80 мм (включен) и А менее 32 мм (выключен), а также при пробуксовке вала, отрегулируйте зазор в ленточных тормозах.
Прежде чем приступить к регулировке, установите переключатель режимов «независимый/синхронный ВОМ» в среднее (нейтральное) положение.
Запустите двигатель и регулировочные операции производите при работающем двигателе, предварительно включив стояночный тормоз и заблокировав задние колеса клиньями спереди и сзади.
Внешняя подрегулировка ленточных тормозов
Установите тягу в положение «Выключено» (крайнее нижнее).
Снимите болт и пластину.
Гаечным ключом (S=14 мм) поверните эксцентриковый валик управления по часовой стрелке на угол около 30 градусов.
Установите пластину и болт на место.
Указанные выше операции повторите до получения рекомендуемых величин размера «А» для включенного и выключенного вала.
Если указанные операции не позволяют достичь размера «А», при этом лыска на валике переместилась из крайнего правого (нормального) вертикального положения в крайнее левое, произведите внутреннюю регулировку ленточных тормозов ВОМ.
Внутренняя регулировка ВОМ МТЗ-1221 Беларус
– Переместите тягу вверх в положение «Включено».
– Снимите болт и пластину.
– Поверните эксцентриковый валик управления по часовой стрелке так, чтобы лыска заняла крайнее правое положение.
– Снимите детали на крышке корпуса заднего моста для доступа к винтам.
– Зафиксируйте рычаг, вставив стержень диаметром 8 мм или болт М10 в совмещенное отверстие рычага и корпуса заднего моста.
– Расшплинтуйте и снимите пластину.
– Регулировочные винты завинтите поочередно моментом 8-10 Нм (0,8-1 кг/см), а затем отвинтите на 1,5-2,0 оборота каждый.
– Установите на место и зашплинтуйте пластину.
– Выньте болт из рычага.
– Запустите двигатель и проверьте давление в системе управления. Оно должно быть не менее 1 МПа (10 кгс/см2) и размер «А» при включенном и выключенном ВОМ 64 ± 2 мм и 41 ± 2 мм, соответственно. Если после выполнения регулировок вал «буксует», замените ленточные тормоза на новые и проведите регулировочные операции как указано выше.
Задний и передний ВОМ МТЗ-1221-Устройство и управление
Задний вал отбора мощности МТЗ-1221
Задний вал отбора мощности (ВОМ) трактора МТЗ-1221 имеет двухскоростной независимый (540 и 1000 об/мин) и синхронный (4,18 об/м пути) приводы.
Рис. 1. Планетарный редуктор заднего ВОМ
1 — кронштейн; 2 — гидроцилиндр; 3 — эксцентриковая ось; 4, 5 — рычаг; 6 — валик управления; 7 — стопорная пластина; 8 — болт фиксации хвостовика; 9 — стопорная пластина сменного хвостовика; 10 — сменный хвостовик; 11 — регулировочные винты; 12 — пластина стопорная; 13 — болт фиксации пластины стопорной; 14 — ось; 15 — крышка задняя; 16, 18 — тормозные ленты; 17 — барабан включения; 19 — тормозной барабан; 20 — вал ВОМ; 21 — ось сателлита; 22 — коронная шестерня; 23 — сателлит; 24 — солнечная шестерня; 25 — водило; 26 —вал коронной шестерни; 27 — муфта переключения привода.
Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через двухскоростной редуктор привода вала отбора мощности, внутренний вал КПП (18), муфту переключения привода (27) (рис. 1) на вал коронной шестерни (26) планетарного редуктора. Синхронный привод осуществляется через муфту переключения (27), соединяющую вал (26) планетарного редуктора с шестерней КПП.
Планетарный редуктор ВОМ МТЗ-1221 расположен в корпусе заднего моста и состоит из коронной шестерни (22), связанной с валом (26), трех сателлитов (23), установленных на осях (21), водила (25) и солнечной шестерни (24). Солнечная шестерня (24) посредством шлицов связана с барабаном включения (17), который вместе с тормозной лентой (16) образует ленточный тормоз включения.
Водило (25) выполнено за одно целое с тормозным барабаном (19), соединенным с валом (20) и вместе с тормозной лентой (18), образующим ленточный тормоз выключения.
Во внутреннюю расточку вала (20) устанавливаются сменные хвостовики вала отбора мощности (10), 8 шлиц (540 об/мин) или 21 шлиц (1000 об/мин). На валике (3) подвижных концов тормозных лент имеется эксцентрик с рычагом (5) для осуществления внешней подрегулировки зазора ленточных тормозов путем поворота валика (3).
Внутри корпуса заднего моста расположены два регулировочных винта (11), связанных с валиком управления (6) и с рычагами (4), (5). ВОМ включен, когда тормозная лента (16) затянута, а тормозная лента (18) отпущена. В этом случае барабан включения (17) и соединенная с ним солнечная шестерня (24) остановлены.
Вращение от коронной шестерни (22) через сателлиты (23), обегающие остановленную солнечную шестерню (24), передается на водило (25) и вал (20) ВОМ. Вал отбора мощности выключен, когда тормозная лента (18) затянута, а тормозная лента (16) отпущена. В этом случае остановлен сменный хвостовик (10).
Управление задним валом отбора мощности (ВОМ) МТЗ-1221
На тракторе установлен гидрофицированный механизм управления задним ВОМ (рис. 2), состоящий из крана управления (2) с тягой (1), гидроцилиндра (7), связанного через рычаг (9) с валиком управления (6) (рис. 1) и маслопроводов (3), (5) и (6) (рис. 2).
Рис. 2. Управление задним ВОМ МТЗ-1221
1 — тяга; 2 — кран управления; 3 — маслопровод отбора масла; 4 —электрогидрораспределитель привода ПВМ; 5 — маслопровод сливной; 6 — маслопроводы гидроцилиндра ВОМ; 7 — гидроцилиндр; 8 — шток; 9 — рычаг.
Напорный маслопровод (З) связывает кран (2) с краном управления ПВМ (передний ведущий мост). Управляющие маслопроводы (6) соединяют кран (2) с гидроцилиндром (7). «ВОМ включен» — крайнее верхнее положение; «ВОМ выключен» — крайнее нижнее положение.
На правильно отрегулированном вале отбора мощности расстояние «А» между головкой штока (8) цилиндра (7) и крышкой равно: 64 ±2 мм (включен); 41 + 2 мм (выключен)
Передний вал отбора мощности (ВОМ) МТЗ-1221
Передний ВОМ трактора МТЗ-1221 предназначен для привода с/х машин, расположенных на переднем навесном устройстве, имеет независимый привод с направлением вращения хвостовика по часовой стрелке, если смотреть на его торец, и обеспечивает частоту вращения хвостовика 1000 об/мин при частоте вращения двигателя 1845 об/мин с реализацией мощности 44 кВт (60 л.с.), не более.
Привод переднего ВОМ осуществляется от шкива (1) коленчатого вала двигателя к редуктору (4) через проставку (2), постоянно установленную в шкиве (1) и карданный вал (3).
Рис.3. Передний вал отбора мощности (ВОМ)
1 — шкив; 2 — проставка; 3 — карданный вал; 4 — редуктор; «А» — величина выдвижения штока
Устройство и работа переднего вала отбора мощности МТЗ-1221
В редукторе переднего вала отбора мощности МТЗ-1221 передача мощности осуществляется от вала (12) к хвостовику (1) через расположенные на валу (12) переключаемую муфту (11), шестерню (10), промежуточную шестерню (24), шестерню (17), установленную на валу (16), который связан с коронной шестерней (9) планетарного редуктора.
Планетарный редуктор унифицирован с планетарным редуктором ВОМ тракторов МТЗ-80. Он управляется гидроцилиндром (15), связанным с поворотным валиком (18), воздействующим на рычаги (19) ленточных тормозов.
На минимально устойчивых оборотах двигателя включите привод переднего ВОМ, для чего поверните рычаг (22), расположенный сверху корпуса редуктора, против часовой стрелки, предварительно отпустив болт (23).
Выключение привода осуществляйте поворотом рычага (22) по часовой стрелке. После завершения переключений затяните болт (23).
Включение и отключение вала отбора мощности производите следующим образом:
– для включения нажмите нижнюю (ближнюю к оператору) половину клавиши (1) до упора, затем нажмите кнопку (3) и отпустите ее, после чего загорится сигнальная лампа (2) (желтого цвета), что информирует о включении;
– для выключения нажмите верхнюю (дальнюю от оператора) половину клавиши (1), сигнальная лампа (2) погаснет, что сигнализирует о выключении.
Включение переднего ВОМ МТЗ-1221 производите на холостых оборотах двигателя и только после разгона с/х машины увеличьте частоту вращения двигателя до требуемой.
Для замены хвостовика (1) выключите ВОМ, остановите двигатель, отверните шесть болтов (3), снимите пластину (2), выньте хвостовик (1) и установите требуемый, предварительно смазав тонким слоем консистентной смазки центрирующую поверхность. Операцию сборки повторите в обратной последовательности.
При замене масла в редукторе новое масло должно быть заправлено до уровня контрольной пробки (13). Периодически проверяйте выход штока цилиндра управления (размер «А»). Если выход штока при положении «выключен» менее 45 мм или при положении «включен» более 90 мм, замените накладки ленточных тормозов.
.
Управление передним валом отбора мощности (ВОМ) МТЗ 1221
Управление передним ВОМ МТЗ-1221 осуществляется электрогидравлической системой.
Рис. 4. Управление передним валом отбора мощности МТЗ-1221
1 — жгут; 2 — пульт; 3 — переключатель; 4 — включатель кнопочный; 5 — лампа контрольная; 6 — жгут; 7 — электрогидрораспределитель
Электрическая часть системы управления передним валом отбора мощности МТЗ 1221 входит в объединенную систему управления БД (блокировкой дифференциала) заднего моста, приводом ПВМ (переднего ведущего моста) и передним валом отбора мощности и состоит из установленных в кабине справа от водителя на пульте (2) переключателя (3), кнопочного выключателя (4), контрольной лампы (5), расположенного в пульте (2) реле, соединенных между собой согласно прилагаемой электрической схемы при помощи жгута (1) по кабине
(жгута объединенной системы управления БД ПВМ и ПВОМ), связанного в свою очередь со жгутом (6) по трансмиссии, подсоединенным к электрогидрораспределителю (7) включения привода передним ВОМ.
Система запитана от бортовой электросети трактора согласно прилагаемой электрической схемы. Напряжение питания в систему подается после пуска двигателя. Электрогидрораспределитель (7) управляет потоком масла, подводимым к гидроцилиндру механизма управления ленточными тормозами планетарного редуктора.
Переключатель (3) имеет два фиксированных положения:
– включение привода переднего ВОМ (нажать на гладкую часть переключателя);
– передний ВОМ отключен (нажать па рифленую часть переключателя).
Для включения привода переднего вала отбора мощности МТЗ-1221 необходимо при работающем двигателе переключатель (3) перевести в положение «Включение» и затем нажать на кнопочный выключатель (4) пуска переднего вала отбора мощности и отпустить его.
При этом контакты реле в пульте (2) замыкаются и на электромагнит электрогидрораспределителя (7) подается напряжение, перемещается золотник электрогидрораспределителя (7) и масло под давлением подается в безштоковую полость гидроцилиндра управления передним ВОМ, а штоковая полость соединяется со сливом. Включение привода передним валом отбора мощности МТЗ-1221 сигнализируется контрольной лампой (5).
Для отключения необходимо перевести переключатель (3) в положение «отключен» (нажать на рифленую часть переключателя).
При этом контакты реле в пульте (2) размыкаются, электромагнит электрогидрораспределителя (7) обесточивается, золотник возвращается в исходное положение, безштоковая полость гидроцилиндра соединяется со сливом, масло подается в штоковую полость, привод выключается, контрольная лампа (5) гаснет.
При останове двигателя (глушении) передний ВОМ автоматически отключается. Поэтому после следующего запуска двигателя для включения привода необходимо нажать на кнопочный выключатель (4).
04.06.2012, 12778 просмотров.
Подпишитесь на скидки и акции
Адрес: г. Москва, ул. Судакова, 10
Адрес: г. Санкт-Петербург, пр. Лиговский, 19
Адрес: г. Белгород, ул. К. Заслонова, 90
Адрес: р. Беларусь, г. Минск, пр-зд Бетонный, 9