Еще при покупке машины, почти 2 года назад обратил внимание на дефект правой фары-ее стекло было притерто и отчетливо виднелись толстые диагональные полосы (уж не знаю как так получилось).
Мириться с этим не хотел-сам вышкурил наждачкой, заматовал и отогнал знакомому маляру на полировку. Разумеется при этом отполировали обе фары. Эффект был разительный-это часто бывает когда фары не сильно убиты, при этом полируются впервые. Появился блеск, увеличилась прозрачность стекол, матовые следы притертости на правой фаре стали практически не заметны.
Шло время. Прошло примерно полгода, стал замечать что фары снова тускнеют и затираются, это при том что относился к ним крайне бережно: езда в основном по городу, никакой механической очистки на сухую!
Снова полировка фар, но эффект уже заметно менее впечатляющий. Более того-появились царапины и сетка на стекле напротив поворотника на правой фаре, на этот раз полировка уже была бессильна.
Тогда же я в первый раз от маляра услышал совет: «Зашкуривать фару нужно и под лак». На тот момент мне это показалось чем-то экзотическим и не знакомым, поэтому я не придал этому совету особого значения.
По весне отполировал фары в третий раз-эффект, как и ожидалось, минимальный и еще более кратковременный.
Были мысли решить вопрос заменой стекол фар на новые, но найти их в продаже, в том числе и за пределами России, я не смог-думаю что их нет.
Менять фары на новые оригинальные Hella-дорого и в моем случае не совсем оправдано. Ставить китайско-тайваньскую альтернативу даже не рассматривал, т.к. для меня фары-это не только внешний вид авто, но и источник света-комфорт и безопасность на дороге, а у аналогов оригинала с этим большие проблемы.
В свободное время стал изучать вопрос защиты фар-не мог мириться с их внешним видом, хотя фары были далеко не в самом запущенном виде.
На сколько я понял, в основном есть 2 способа защиты-это лак и пленка. Первый способ наиболее популярен. У обоих способов достаточно как плюсов, так и минусов. Оба реализуются с предварительным удалением дефектов с поверхности стекла фары-делается это, как правило, методом вышкуривания.
Мне по ряду причин ближе оказался метод покрытия лаком.
Если с технологией подготовки фары к нанесению лака все достаточно просто, то с самим лаком, а точнее с его маркой-посложнее.
Перелопатил отзывы, форумы, из чего сделал для себя основные выводы: проще всего и возможно наиболее эффективно-это решить вопрос в условиях сервиса, защитив фары, например тем же кузовным двухкомпонентным лаком.
По ряду причин, этот метод я изначально не рассматривал, в том числе и потому, что хотел все сделать сам.
Оставался второй способ-найти оптимальный лак в аэрозоле, который бы:
-долго держался на фаре
-был бы стойким к воздействию внешних факторов и в то же время эластичным
-имел максимальную прозрачность и отсутствие характерной желтизны
-имел равномерность пленки и отсутствие шагрени
Пересмотрел многие варианты (предложений сейчас достаточно) и по ряду причин остановился в итоге на трех:
— Body lens clear
— Лак Mobihel
— Cramolin Urethane Clear
По каждому из них хватает информации в инете-кому интересно, можете почитать.
От Body отказался по причине многочисленных негативных отзывов (плохо держится на фаре, не долговечен, шагрень, отдает в желтизну).
К слову, за последние 2 года неоднократно пользовался продукцией этой ранее авторитетной для меня марки (в основном брал краски и грунт) и к своему удивлению могу сказать что качество по сравнению с 90-ми годами резко упало, лично у меня без нареканий остается только знаменитая шпаклевка от Body.
У Mobihel смутила довольно низкая стоимость, хотя отзывы положительные и внешне (судя по фото из инета) результаты использования этого лака выглядят весьма неплохо.
В Cramolin Urethane Clear (не смотря на то что лак не совсем профильный и позиционируется к использованию совсем для других целей) подкупило отсутствие негативных отзывов (может быть просто я их не нашел), сделан в Германии. Так же крайне важным для меня, как для новичка в этом деле, были итоговая равномерность пленки, отсутствие шагрени и желтизны, характерной для многих полиуретановых лаков. Помимо всего прочего прочность и эластичность у полиуретановых лаков, как правило, выше чем у других. Единственный минус –это завышенная почти в 3 раза по сравнению с другими лаками стоимость 750-900 руб. за баллон весом 400г.+ не всегда в наличии.
В итоге остановился на нем, приобрел.
Подготовка.
Возможно то, ЧТО я делал и КАК я это делал кому-то из гуру покажется не очень правильным или даже совсем не правильным, но лично мне этот процесс виделся именно так, как изложено ниже.
Для начала помимо непосредственно лака приобрел шкурки (или наждачную бумагу-кому как нравится) на водостойкой основе с различной зернистостью : Р240,Р400,Р600,Р800,Р1000,Р1500,Р2000. Вполне достаточно по одному листу, впоследствии для удобства разрезал их на маленькие квадраты, на выходе осталось почти 2/3 от каждого купленого листа.
Возможно не сложно было бы обойтись и меньшим количеством шагов, например, как в большинстве случаев, это 600,1000,1500,2000,но у меня были цели :
а) полностью вышкурить седину и паутину на правой фаре
б) полностью снять стырый внешний защитный слой, который есть на любой фаре-для долговременного эффекта это обязательное условие, т.к. новый лак на старом защитном слое нормально держаться не будет и велика вероятность того, что свежий лак вскоре начнет отслаиваться.
К слову, родной защитный слой на фаре оказался достаточно тонким…
Перед началом всего процесса-демонтаж фар. Делал я это без снятия бампера (хотя в отчетах часто встречал информацию о том, что это необходимо).
Снимаем разъем с фары, далее откручиваются в общей сложности по 4 винта, крепящие каждую фару.После этого фара полностью подвижна, но вынуть ее наружу не позволяет верхняя кромка переднего бампера-фара упирается в нее.Слегка надавив на площадку нижнего крепления фары (по сути это ухо «телевизора»), чуть наклоняем заднюю часть фары вниз и вынимаем ее на себя.Все тоже самое проделываем и со второй фарой.
Протираем фару уже в домашних условиях, дальше ее разборка. Если цель-это обновить стекла, то фару можно и не разбирать.В данном случае я пошел дальше: я хотел всесторонне «просветить» фары, в том числе и почистив их от пыли изнутри.
Стекло фары приклеено к корпусу на обычный бутил (липкий резинокаучук).
Приветствую Вас на блоге Kuzov.info!
p, blockquote 1,0,0,0,0 –>
В Интернете можно найти несколько видеороликов по химическому восстановлению фар. Применяется кружка с нагревом (так называемый испаритель), на которую одевается крышка с трубкой. Внутрь заливается восстанавливающая жидкость, которая после нагрева начинает испаряться. Этим паром и нужно воздействовать на заранее подготовленную поверхность прозрачной части фары.
p, blockquote 2,0,0,0,0 –>
Вокруг этой темы появилось много неясностей. Кто-то считает эту технологию прорывом в восстановлении фар, а кто-то уверен, что это очередной способ выкачивания денег и, восстановленные таким способом фары, не будут долго оставаться прозрачными.
p, blockquote 3,0,0,0,0 –>
В этой статье рассмотрим, что такое технология химического восстановления фар, как правильно подготавливать фары к восстановлению, а также разберёмся, что собой представляет восстанавливающая жидкость и даёт ли она долговременную защиту фарам.
p, blockquote 4,0,0,0,0 –>
Почему фары мутнеют?
На современных автомобилях, для изготовления рассеивателей фар (прозрачной части) применяется поликарбонат. Он имеет хорошую прозрачность, высокую прочность, износостойкость и отличную формуемость, что позволяет изготавливать фары любой формы. Несмотря на то, что поликарбонат известен своей ударостойкостью, он восприимчив к появлению царапин и подвержен пожелтению и помутнению под воздействием солнечных лучей. По этой причине прозрачную часть фар на заводе покрывают защитным слоем, противостоящим образованию царапин и УФ-излучению солнца. Когда этот слой разрушается, то фары очень быстро мутнеют из-за появления множества царапин и воздействия солнца.
p, blockquote 5,0,1,0,0 –>
Восстановление фар
Чтобы восстановить помутневшие фары, нужно удалить остатки разрушенного слоя, уменьшить царапины, восстановить прозрачность и защитить рассеиватель (прозрачную часть) снова. Обычно используют два способа восстановления: полировка фар и покрытие фар лаком. После полировки обязательно нужно защитить фары (защитным воском, силантом, керамическим покрытием, бронированием), иначе фары помутнеют через 1–2 месяца или быстрее. Для лакирования требуется подготовить поверхность более крупной шлифовальной бумагой, чем при полировке (обычно P600 ).
p, blockquote 6,0,0,0,0 –>
Итак, теперь рассмотрим химическое восстановление фар.
p, blockquote 7,0,0,0,0 –>
Химическое восстановление фар
В Интернете продаются разнообразные комплекты для химического восстановления фар. Чаще всего это китайские товары, однако, можно встретить пару российских фирм, которые предлагают подобный комплект (возможно тоже самое, просто под своей этикеткой). Обычно, в набор входит ёмкость с жидкостью 600 или 800 мл. (прозрачной или синеватого цвета), испаритель (нагревательная кружка или как пишут китайцы Anodizer/анодатор) с блоком питания, пластиковая крышка с трубкой для выхода пара, воронка, маскировочная лента, шлифовальная бумага (от P180 до P1200 ), респиратор.
p, blockquote 8,0,0,0,0 –>
p, blockquote 9,0,0,0,0 –>
Также можно встретить наборы, содержащие шлифовальную машинку (не орбитальную и, на мой взгляд, не эффективную и даже бесполезную для процесса восстановления) и шлифовальный брусок. Всё это богатство обычно располагается в алюминиевом кейсе. Также можно все компоненты приобрести по отдельности.
p, blockquote 10,1,0,0,0 –>
Восстанавливающая жидкость
Многие видели, как подготовленная шлифованием фара восстанавливает свою прозрачность под действием пара испаряющейся жидкости. То есть, восстанавливать прозрачность фары эта технология способна, и с этим никто не спорит. Как было написано в этой статье выше, прозрачная часть фар, сделанная из поликарбоната требует наличия защитного слоя, который будет противостоять появлению царапин, и должен иметь УФ-фильтр от воздействия солнечных лучей. Иначе, любое восстановление прозрачности фар бесполезно. Именно от наличия этого свойства у восстанавливающей жидкости зависит «жизнеспособность» этой технологии. Обычно, свойства продукта можно понять по его составу. На ёмкости, в которой находится восстанавливающая жидкость, значится состав: синтетическая смола, толуол и т.д. (synthetic resin, toluene, etc.) Это, конечно же, не подробный состав, а скорее формальный. На сайте производителя, в разделе, где указывается основной компонент, можно встретить название «акриловый полимер», а у другого подобного продукта «эпоксидная смола».
p, blockquote 11,0,0,0,0 –> На этикетке в качестве главных ингредиентов указано: “синтетические смолы, толуол и т. д.”
Ситуация напоминает наличие состава у «керамического покрытия». Там также невозможно найти подробного описания состава, везде указывается только наличие диоксида кремния.
p, blockquote 12,0,0,0,0 –>
Как и со многими популярными продуктами (в том числе и «керамическим покрытием»), восстанавливающая жидкость для фар выпускается несколькими крупными заводами, у которых ретейлеры покупают эту жидкость оптом и продают под своей маркой.
p, blockquote 13,0,0,0,0 –>
Одним из таких заводов обладает компания «Shandong Allplace Enviromental Protection Technology Co., Ltd». Она основана в 1999 году, расположена в Китае и производит целый спектр химических продуктов, среди которых УФ-мономеры, УФ-клей (в том числе применяемый для ремонта сколов на лобовых стёклах), УФ-отверждаемый лак, защитное покрытие для фар с УФ-фильтром. У них есть круглосуточная информационная поддержка. Судя по фотографиям на сайте, они имеют свою лабораторию, где разрабатывают и тестируют произведённые ими продукты. К примеру, на сайте, в описании восстанавливающей жидкости для фар указаны показания теста твёрдости при помощи карандаша – 5H , что говорит о хорошей защите от царапин.
p, blockquote 14,0,0,0,0 –> Фотография с сайта компании ALLPLACE . На защитном покрытии для фар проведено 3 теста: тест на силу адгезии (прилипания), тест твёрдости (тест карандашами, метод Вольфа Вильборна), тест на блеск/прозрачность. Восстанавливающая жидкость синеватого цвета
Они также производят и продают «керамическое покрытие» и все произведённые ими химические продукты можно купить оптом, после чего они продаются под обозначением их компании, либо под маркой других фирм. Это всё не реклама и не рекомендации покупать какую-либо конкретную марку, а всего лишь размышления. Также есть мнение, что появилось много дешёвых подделок восстанавливающей жидкости, которая после нанесения не служит долго. Здесь я утверждать ничего не буду, но звучит достаточно не логично, китайцы подделывают продукцию китайцев. Здесь стоит читать отзывы и покупать уже проверенный продукт. Возможно, также нарушение технологии восстановления.
p, blockquote 15,0,0,1,0 –>
Судя по всему, восстанавливающая жидкость представляет собой подобие заводского защитного покрытия, но в очень жидком виде, что позволяет ему легко испаряться при нагреве и переносится на поверхность рассеивателя. Возможно, из-за нагрева и сильнодействующих компонентов жидкости, происходит протравливание прозрачной части фары. То есть, если использовать проверенный продукт, то он будет не только восстанавливать прозрачность фар, но и формировать защитный слой. Многие фирмы, как азиатские, так и российские реализуют услугу восстановления фар по этой технологии и дают гарантию минимум 12 месяцев. Некоторые китайцы, предоставляющие услугу восстановления фар, гарантируют, что их покрытие при правильной подготовке и нанесении может прослужить 3–5 лет. Но оставим эти утверждения на их совести.
p, blockquote 16,0,0,0,0 –>
Процесс подготовки фары
Процесс химического восстановления
p, blockquote 17,0,0,0,0 –>
Обслуживание фар
Чтобы фары дольше оставались прозрачными, не нужно их протирать сухой тряпкой. Также их нельзя мыть агрессивными абразивными моющими средствами. Не ставьте более мощные лампочки, чем разрешено производителем. Для увеличения срока службы фар на них можно наклеить полиуретановую защитную плёнку.
p, blockquote 18,0,0,0,0 –>
p, blockquote 19,0,0,0,0 –> p, blockquote 20,0,0,0,1 –>
Жили были помытые изнутри БИксеноновые фары от AUDI S4.
Жили они не тужили, да внешний вид их был немного уже не совсем новый, нет, конечно они не были "ушатаны вхлам", но тем не менее…
В связи с этим я решил их стёкла привести если не в идеальный, то хотя-бы в удовлетворительный вид. Это очередной шаг на пути к хорошему свету фар!
Для этого мне понадобилось следующее:
1. Шкурки разной зернистости, 600, 800, 1000, 1500 и 3000 (лучше всего выбирать круги производства 3M, обязательно водостойкие, 600-я шкурка у меня была НЕ водостойкая и 2 круга у меня слетели с подложки в процессе полирования).
2. Эксцентриковая шлифовальная машина Bosch PEX 220 A, не большая ёмкость с разбрызгивателем для воды, а так же не большое ведёрко воды с тряпкой.
3. Ватные диски, не большая ёмкость с широким горлом, не много спирта
4. 2-х компонентный лак для восстановления и защиты поверхности пластиковых фар Delta Kits.
5. Спиртовой раствор (75% дистилированной воды + 25% спирта) и мыльный раствор (я взял 300 грамм дистилированной воды и добавил 5 грамм детского мыла), оба раствора залил в ёмкости с распылителями
6. Антигравийная плёнка 3M VENTURESHIELD (на две фары мне понадобился кусок размером 110,5 х 30,5 сантиметров)
7. Ракели, острый нож, чистая тряпка.
Итак, собрав все расходники в одну кучу я приступил-таки наконец к самой работе. Тёплым солнечным днём я расположился с фарами на пластиковом столе на улице.
Положил правую фару на стол, таким образом, что-бы стекло немного торчало над краем стола, что-бы не повредить стол.
До полировки стекло фары имело много мелких рисок от камней и песка, в некоторых местах были царапины.
Установил на шлифмашину круг с зерном 600. Сбрызнул водой стекло фары и шлифовальный круг. Выставил на шлифмашине 3-ю скорость (позже, опытным путём, пришёл к тому, что наилучший результат получается, если выставить скорость на 3,5). и начал располировывать поверхность стекла круговыми движениями со средним нажимом на шлифмашину. Шлифовал до тех пор пока фара не покрылась слоем сошлифованной пластиковой пыли.
Остановился, смыл распылителем пыль со шкурки и с фары, затем протёр фару смоченной в воде тряпкой.
Повторил полирование ещё 2 раза, то есть каждым номером шкурки я полировал стекло по 3 раза с остановкой между проходами на удаление пыли, скопившейся на стекле.
Таким образом перетёр стекло кругами с разной зернистостью в порядке увеличения зерна : 600 > 800 > 1000 > 1500.
Моя шлифмашина имеет подошву, рассчитанную на шлифовальные круги диаметром 120 мм., а я купил круги диаметром 150 мм. и у меня был некий переходник, который прилепляется на липучку подошвы шлифмашины, а на него уже прилепляются на липучке круги 150 мм. Так вот, я пришёл к выводу, что шкурить не плоскую поверхность фары лучше с применением такого переходника, т.к. он имеет толщину порядка 7-8 мм. и он мягкий, поэтому когда круг прислоняется к поверхности, переходник проминается и принимает форму обрабатываемой поверхности — это действительно удобнее, чем шкурка на дубовой поверхности шлифмашины. К тому-же сложнее накосячить с переходником, если рука дрогнет, такое иногда случается, то дубовая шкурка на подошве шлифмашины сразу-же оставляет на стекле риски в виде "змейки" и их потом приходится устранять дополнительно. Когда то же самое происходит с переходником, мягкий переходник просто подламывается и не портит поверхность.
После обработки 1500-м кругом получилась вот такая слегка мутная поверхность, все мелкие повреждения удалились.
На форумах некоторые говорят, что для нанесения лака Delta Kits требуется перешкурить поверхность кругами вплоть до 3000-го.
Кто-то считает, что надо остановиться на 2000-м, есть даже мнения, что надо остановиться на круге 1500. Но при этом другие люди утверждают, что после 1500-й шкурки и нанесения лака остаются видны риски, то есть лак не заливает риски, оставленные 1500-й шкуркой.
Шкурки 2000 и 2500 у меня не было, но была 3000-я и я решил пройтись 3000-й после 1500-й 2 раза, т.к. посчитал, что поверхность после шкурки 1500 остаётся слишком мутной (то есть риски на поверхности очень глубокие, для того, что-бы лак смог их перекрыть после нанесения на стекло) и решил после 1500-й шкурки пройтись ещё 2 раза 3000-й.
В итоге после 3000-й шкурки получилась вот такая слегка мутноватая, но уже почти прозрачная поверхность.
Затем я приступил к процедуре обработки поверхности стёкол 2-х компонентным лаком Delta Kits.
У некоторых может возникнуть вопрос — зачем покрывать перешкуренную поверхность лаком? Ведь можно после 3000-й шкурки отполировать стекло какой-нибудь полиролью до идеально прозрачного состояния и на этом остаться удовлетворённым безупречной прозрачностью стекла.
Возможно!
И я так уже делал 2,5 года назад, в результате уже через 1,5 года поверхность пластика стала мутнеть и пошла пятнами, это видно на видео с демонстрацией работы ДХО:
Доподлинно точно мне не известно, но поговаривают, что при изготовлении пластиковых стёкол фар на заводе на их поверхность наносят некий защитный состав типа лака, который при перетирании шкуркой в процессе полировки стирается и пластиковое покрытие остаётся беззащитным, т.к. полироли постепенно смываются и пластик под воздействием ультрафиолетовых лучей (солнца), кислорода, химических воздействий (мойки), а так же пескоструя и в результате воздействия всех этих факторов пластик начинает окисляться, мутнеет и даже разрушается частично.
ПОЭТОМУ!
После ошкуривания я наношу на поверхность стекла защитный лак Delta Kits.
Производитель рекомендует перед нанесением лака протирать поверхность пластика специальной салфеткой, пропитанной специальным каким-то составом для увеличения адгезии поверхности. В телефонном разговоре с продавцом лака удалось выяснить, что это некий праймер, который используют так-же при вклейке стёкол перед нанесением герметика.
Такой салфетки у меня не оказалось и я решил пойти колхозным путём. Перед нанесением лака с помощью ватных дисков-аппликаторов (таким девочки удаляют косметику) я протёр фары спиртом.
Пока спирт испарялся, я с помощью электронных весов решил приготовить лак.
Требуется смешать его два компонента в пропорции 1 к 1-му.
Вес 2-х пузырьков составляет 27 грамм (если верить электронным весам), предварительно я их оттарировал в НОЛЬ с установленной плошкой.
Перед тем как смешивать компоненты я промыл плошку водой, вытер её насухо и так-же протёр её пропитанным спиртом аппликатором, дал ему полностью высохнуть и начал миксовать.
В итоге намешал суммарно 15 грамм готового лака.
После смешивания 2-х компонентов в плошке разболтал, тщательно перемешав их, как рекомендует производитель.
Готовую замешанную смесь нужно использовать в течении 10-ти минут, т.к. потом она начинает полимеризоваться и нанести её на поверхность будет уже не возможно.
С помощью всё тех-же аппликаторов я нанёс лак на стекло.
Наносил движениями снизу вверх, перекрывая первые проходы где-то с 30-ти процентным перехлёстом. Прошёл быстро один раз. Лак очень жидкий, поэтому не следует впитывать его в аппликатор в большом количестве, т.к. он может в процессе нанесения потечь.
При нанесении лака руководствовался ранее просмотренным обучающим видео:
В результате получился отличный результат:
Сейчас лак сохнет, ему нужно 24 часа, что-бы полностью закрепиться и высохнуть.
Как он высохнет я буду заклеивать фары ещё и антигравийной плёнкой 3M VENTURESHIELD. Этот этап будет описан в следующей записи, т.к. лимит фоток в этой записи я уже исчерпал.