Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про наращивание бортов кузова грузового автомобиля с точки зрения законодательства. Наращивание бортов – это увеличение объема кузова путем увеличения его высоты.
Для наращивания бортов автовладельцы используют как деревянные, так и металлические элементы, которые крепятся к стандартному кузову грузовика (или прицепа).
Основная цель данной процедуры – увеличение объема груза, который можно перевезти в кузове за один раз.
Например, это имеет смысл при перевозке легких грузов. Может возникнуть ситуация, когда кузов уже заполнен полностью (до краев), однако грузоподъемность позволяет добавить дополнительный груз. Только класть его уже некуда.
Рассмотрим следующие вопросы:
Является ли наращивание бортов изменением конструкции?
Ранее на pddmaster.ru была опубликована статья про тюнинг автомобилей, в которой речь шла о том, что именно относится к изменениям конструкции транспортных средств.
Напомню, что существует перечень изменений, которые гарантированно относятся к изменениям конструкции, однако увеличение высоты бортов в этом перечне не фигурирует.
В связи с этим у водителей возникает непонимание по данному вопросу. Являются ли нарощенные борта изменением конструкции, влияющим на безопасность, и нужно ли регистрировать его в ГИБДД?
Водители, как правило, считают, что установка надставок на борта изменением конструкции не является. Сотрудники ГИБДД придерживаются противоположного мнения. В связи с этим разгораются споры, которые приходится решать в суде.
По вопросу наращивания бортов суды вынесли множество похожих решений. В качестве примера можно привести решение №12-4/2017 Токаревского районного суда Тамбовской области от 31 мая 2017 года (при желании Вы можете найти указанное решение самостоятельно).
Суть данного решения сводится к тому, что наращивание бортов является изменением конструкции. Т.е. автовладелец должен узаконить его в ГИБДД (внести изменения в регистрационные документы транспортного средства). Если этого не сделать, может быть наложен штраф.
Штраф за увеличение бортов в 2019 году
Наказание за нарощенные борта кузова, также как и за другие варианты "тюнинга", предусмотрено частью 1 статьи 12.5 КоАП:
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 – 7 настоящей статьи, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Таким образом водитель может получить либо предупреждение, либо штраф в размере 500 рублей.
Кроме того, после того, как ГИБДД выявит, что в конструкцию транспортного средства внесены изменения, регистрация транспортного средства может быть прекращена.
Таким образом, хотя увеличение высоты бортов и позволяет довольно быстро увеличить полезный объем кузова, проводить её следует только официально (с внесением изменений в регистрационные документы).
Прочие авто Россия и СНГ
2 ответа
Лучшие
День добрый! Вот, прямо выписка из "Наставлений по техническому надзору ГИБДД МВД РФ …":
"разрешение ГИБДД РФ на изменение конструкции транспортного средства требуется, если таковые являются существенными (изменяется тип кузова автомобиля; изменяются составные агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции автомобиля, сведения о которых указаны в паспорте транспортного средства и свидетельстве о регистрации транспортного средства), и влияют на безопасность дорожного движения."
Следовательно, в вашем случае, увеличение бортов автомобиля КАМАЗ-5320 не представляет собой переоборудование транспортного средства, связанное с изменением конструкции транспортного средства, и не требует соответствующего разрешения ГИБДД, поскольку тип кузова автомобиля не изменился, не изменились составные агрегаты, узлы, детали, входящие в конструкцию автомобиля, какие либо изменения в ПТС не требуются.
Согласно ГОСТа 27226-90, действие которого распространяется на бортовые платформы грузовых автомобилей, внутренняя высота основных бортов может быть увеличена с помощью надставных бортов, следовательно, увеличение бортов кузова автомобиля КАМАЗ не запрещено.
если все равно ты проезжаешь весы и вес не должен превышать 10 тонн груза?
Спорный вопрос. Позиция суда.
"Решение № 12-4/2014 от 21 января 2014 г.
Тербунский районный суд (Липецкая область) – Административное
Дело № 12-4/2014 года
21 января 2014года с. Тербуны
Судья Тербунского районного суда Липецкой области Богомаз М.В., с участием представителя прокуратуры Тербунского района Липецкой области Чамурлиевой Т.А.,представителя ОГИБДД М.ОМВД России «Тербунский» Шатохина В.Н., рассмотрев протест прокурора Тербунского района на постановление ИДПС группы ДПС ОГИБДД М ОМВД России «Тербунский» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст.12.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Гладких М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ,,проживающего по адресу:,
Постановлением ИДПС группы ДПС ОГИБДД М ОМВД России «Тербунский» от ДД.ММ.ГГГГ Гладких М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст.12.5КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в сумме 500рублей.
Согласно постановлению, ДД.ММ.ГГГГ. в16часов15минут на Гладких М.И. управлял автомобилем, внес изменения в конструкцию транспортного средства, увеличил высоту кузова, не имея разрешения ГИБДД М ЛМВД России, чем нарушил п.7.18Приложения к Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Прокуратура Тербунского района Липецкой области обратилась в Тербунский районный суд Липецкой области с протестом на данное постановление, указывая, что постановление ИДПС группы ДПС ОГИБДД М ОМВД России «Тербунский» считает незаконным, поскольку вменяя в вину Гладких М.И. управление автомобилем, в конструкцию которого без получения разрешения ГИБДД РФ были внесены изменения, выразившиеся в увеличении высоты кузова, должностным лицом не установлены требования к таким изменениям и методы проверки, не определено, что эти изменения влияют на безопасность дорожного движения. Тип кузова автомобиля Гладких М.И. не изменился, как и не изменились составные агрегаты, узлы и детали, установленные и используемые в конструкции автомобиля .Произведенные Гладких М.И. изменения не указываются в ПТС автомобиля и свидетельстве о его регистрации. Полагает, что наращивание бортов кузова автомобиля не является изменением конструкции транспортного средства ,требующим разрешения в ГИБДД РФ, и управление Гладких М.И. таким автомобилем законодательством не запрещено. Считает, что в действиях Гладких М.И. отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем, просит отменить постановление ИДПС группы ДПС ОГИБДД М ОМВД России «Тербунский» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст.12.5КоАП РФ, вынесенное в отношении Гладких М.И..
При рассмотрении протеста представитель прокуратуры Тербунского района Липецкой области Чамурлиева Т.Н. поддержала протест, сославшись на его письменные доводы. Просила производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель ОГИБДД М ОМВД России «Тербунский» Шатохин В.Н. с доводами протеста не согласился, объяснил, что при составлении постановления замер высоты бортов кузова не производился, данные сведения не отражены и в постановлении. Ему не известно, насколько была увеличена высота кузова. Полагал, что любое изменение технических характеристик кузова автомобиля образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст.12.5КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление, Гладких М.И. на рассмотрение протеста не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Выслушав представителей прокуратуры и ОГИБДД М ОМВД России «Тербунский»,изучив материалы дела, судья считает постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из оспариваемого постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. Гладких М.И. ДД.ММ.ГГГГ в16часов15минут на управлял автомобилем ,государственный регистрационный номер ,внес изменения в конструкцию транспортного средства без разрешения ГИБДД МВД России, увеличив высоту кузова, чем нарушил п.7.18Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от23.10.1993N1090
Из административного материала не следует, на какую высоту произошло увеличение кузова, произведено ли данное увеличение в пределах технических характеристик. Таких доказательств не представлено и при рассмотрении дела.
Согласно ст.2.1КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу ч.1ст.12.5КоАП РФ управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2-7настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Пунктом 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от23октября1993г.N1090 "О правилах дорожного движения" (с изменениями и дополнениями) – далее Основных положений ….-техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
Согласно п.11 Основных положений ….запрещается эксплуатация:автомобилей,автобусов,автопоездов,прицепов,мотоциклов,мопедов,тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (Приложение к Основным положениям…) устанавливает неисправности автомобилей,автобусов,автопоездов,прицепов,мотоциклов,мопедов,тракторов,других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки".
Пунктом7.18Перечня предусмотрено,что7.18 запрещается эксплуатация транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Госстандарта РФ от1февраля2001г.N47-ст утвержден Государственный стандарт РФ ГОСТ Р51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки". Указанный стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее-автотранспортные средства),эксплуатируемые на дорогах.
Стандарт устанавливает: требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС); предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды; методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации. Стандарт применяется при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности. Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 Стандарта зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.
Из содержания приведенного Стандарта видно, что он не устанавливает обязательные требования к высоте бортов кузова грузового автомобиля, не определяет методы проверки и влияние увеличения высоты бортов кузова на безопасность дорожного движения.
Приказом МВД РФ от 7декабря 2000г. N1240 утверждены Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В пункте 2 Наставлений даны основные термины. В частности: изменение конструкции транспортного средства – это исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за конструкцией транспортных средств – это проверка соответствия конструкции транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования требованиям нормативных правовых актов.
Согласно п.п.4.1 Наставлений одной из основных задач технического надзора является предупреждение и снижение тяжести последствий ДТП, возникающих из-за несоответствия конструкции, технического состояния транспортных средств и их дополнительного оборудования требованиям нормативных правовых актов.
Пунктом 14 Наставлений предусматривается, что при контроле за конструкцией и техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортных средств осуществляются: проверка соответствующих документов; проверка соблюдения нормативных правовых актов, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию транспортных средств; оформление результатов контроля. Проверка соблюдения нормативных правовых актов, устанавливающих требования к конструкции транспортных средств, проводится путем осмотра транспортных средств. При осмотре транспортных средств устанавливается соответствие марки, модели, модификации, цвета, года выпуска, идентификационного номера (VIN) транспортного средства (если он присвоен организацией-изготовителем), идентификационного (порядкового производственного) номера шасси (рамы),кузова (коляски, прицепа), двигателя, государственного регистрационного знака сведениям, указанным в ПТС и (или) иных регистрационных документах. При осмотре обращается внимание на особенности конструкции конкретного транспортного средства (тип кузова, двигателя, наличие специального несъемного оборудования, количество и размещение пассажирских сидений, топливных баков и другое),а также проверяется соблюдение требований нормативных правовых актов по: размещению рекламы на наружные поверхности транспортных средств; нанесению цветографических схем, опознавательных знаков и надписей на наружные поверхности транспортного средства; оборудованию транспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами; оборудованию транспортных средств радиоэлектронными средствами (высокочастотными устройствами); комплектованию предметами дополнительного оборудования, без которых эксплуатация транспортных средств запрещена. При выявлении на зарегистрированном транспортном средстве изменений конструкции, подлежащих внесению и не внесенных в регистрационные документы, эксплуатация транспортного средства запрещается.
Согласно пунктам 16.2,16.4 тех же Наставлений основаниями для остановки транспортных средств для контроля за конструкцией и техническим состоянием при осуществлении надзора за дорожным движением является наличие неисправностей и условий, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Эксплуатация транспортных средств запрещается при выявлении неисправностей и условий, предусмотренных приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств установлено, что Порядок определяет процедуры контроля за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ автомототранспортных средств и прицепов к ним.
В пункте 3 Порядка даны основные термины, в частности: свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности – документ, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, выдаваемый ГИБДД по результатам контроля за внесением изменений в его конструкцию; составные части и предметы оборудования-агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
В силу п.10порядка Заключение о соответствии изменений в конструкцию транспортного средства не требуется в случаях, если: транспортное средство после внесенных изменений в его конструкцию соответствует сертифицированному в установленном порядке транспортному средству той же марки и той же организации-изготовителя; вносимые изменения, предусмотрены перечнем Изменений конструкций транспортных средств, которые могут осуществляться без представления заключения о возможности внесения изменений в конструкцию (приложение N2), но по разрешению ГИБДД.
Согласно пункту 14 Порядка для получения свидетельства собственник транспортного средства представляет в подразделение ГИБДД транспортное средство и следующие документы: документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий право владения, или пользования и (или) распоряжения транспортным средством; паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт, технический талон); заявление и решение по нему; заключение (в случаях, предусмотренных пунктом 7); заявление-декларацию; диагностическую карту; заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на используемые для переоборудования составные части и предметы оборудования, запасные части и принадлежности, подлежащие обязательной сертификации (в случае отсутствия маркировки знаком соответствия). На основании представленных документов производится идентификация транспортного средства. По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение N4) или отказывает в его выдаче.
В приложении №2к Порядку дан перечень изменений в конструкцию транспортного средства, которые не требует представления в ГИБДД заключения о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства. В частности к таким изменениям относятся: изменение типа кузова, установка вместо кузова сидельного устройства, установка кузовов-фургонов для перевозки людей, товаров, почты и т.д., установка специального несъемного оборудования, установка коников взамен бортов кузова автомобиля.
Из совокупного анализа выше приведенных норм применительно к данному случаю следует, что изменения в конструкцию транспортного средства вносятся по разрешению ГИБДД РФ, в случае если: эти изменения влияют на безопасность дорожного движения; изменяется тип кузова автомобиля; изменяются составные агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции автомобиля, сведения о которых указаны в паспорте транспортного средства и свидетельстве о регистрации транспортного средства.
Оспариваемым постановлением в вину Гладких М.И. вменяется управление автомобилем, в конструкцию которого без получения разрешения ГИБДД РФ были внесены изменения, выразившиеся в увеличении высоты бортов кузова. При этом в ходе рассмотрения дела не представилось возможным установить, на какую именно высоту произошло увеличение бортов кузова.
В связи с чем, доводы протеста о том, что указанные изменения не относятся к изменениям конструкции транспортного средства и не требуют соответствующего разрешения ГИБДД РФ, нахожу обоснованным. Из приведенных выше нормативных актов следует, что ими не установлены требования к таким изменениям и методы проверки, не определено, что эти изменения влияют на безопасность дорожного движения. Доказательств того, что изменился тип кузова автомобиля Гладких М.И. его составные агрегаты, узлы и детали, установленные и используемые в конструкции автомобиля, административным органом не представлено. Произведенные Гладких М.И. изменения не указываются в ПТС автомобиля и свидетельстве о его регистрации. Из изложенного следует, что в данном случае не возможно установить является ли отраженное в постановлении изменение Гладких М.И. кузова изменением конструкции транспортного средства, требующим получения разрешения в ГИБДД РФ, и возможно ли управление таким автомобилем.
Вместе с тем, доказательств негативного влияния наращенных бортов автомобиля на безопасность дорожного движения административным органом так же не представлено.
При изложенных обстоятельствах полагаю, что в действиях Гладких М.И. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст.12.5КоАП РФ.
Таким образом, прихожу к выводу, что постановление вынесенное в отношении Гладких М.И. необоснованно и незаконно, поэтому подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
То обстоятельство, что Гладких М.И. при вынесении постановления был ознакомлен с ним и при этом не высказывал своих возражений по существу вменяемого действия, не может служить основанием для отказа в удовлетворении протеста.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.10Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Постановление ИДПС группы ДПС ОГИБДД М ОМВД России «Тербунский» Щетинина Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст.12.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Гладких М.И.- отменить, а производство по делу в отношении Гладких М.И. – прекратить.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.