На автомобилях ВАЗ 2110, ВАЗ2112 устанавливаются двигатели с имеющие 16-ти клапанную головку блока цилиндров. Конечно же инжектор с шестнадцатью клапанами добавляет резвость нашим жигулям и это приятно радует, хотя и есть ложка дёгтя в бочке с мёдом. Нельзя допускать того чтобы ремень ГРМ в следствии износа порвался , это ведет к тому , что повреждается головка блока цилиндров. А именно из-за того что распредвалы находятся в неподвижном состоянии и в момент когда поршень подходит к верхней мёртвой точке, клапана остаются открытыми, в результате чего происходит удар поршня по открытым клапанам, это приводит к тому что клапана гнутся и в некоторых случаях разрушают седла и направляющие втулки. Ремонт конечно обходится дорого.
Этого можно избежать установив в двигатель поршня имеющие углубления под клапана, такие как на фотографии. Делать это специально не целесообразно , так как двигателя имеют значительный моторесурс, и разбирать исправный двигатель нет никакого смысла. Поэтому проще и дешевле просто поменять своевременно ремень ГРМ, тем более это не требует большого опыта слесарных работ и глубоких познаний в области ремонта автомобилей, а всего навсего внимательность и знание некоторых нюансов при установке самого ремня.
С чего начать замену ремня. Во первых необходимо снять шкив привода ремня генератора. Это удобно сделать если вы снимете правое переднее колесо и защитный кожух если такой ещё сохранился. Откручиваете болт крепления шкива. Затем снимаете крышки защиты ГРМ и весь механизм у вас на глазах. Раскручиваете гайки крепления натяжных роликов, при заиене ремня ролики тоже желательно поменять, и снимаете их затем снимаете сам ремень.
Устанавливаем коленчатый вал таким образом чтобы поршень первого цилиндра находился в верхней мёртвой точке, этому положению должна соответствовать метка на зубчатом шкиве коленвала , она должна быть совмещена с ребром на корпусе масляного насоса
Кроме того имеется метка на маховике она должна быть расположена по центру шкалы установки опережения зажигания, её хорошо видно через смотровое окно расположенное на картере маховика.
Установив коленчатый вал, устанавливаем распредвалы таким образом, чтобы клапана имели положение соответствующее моменту сжатия топлива в цилиндрах при нахождении поршня в верхней мёртвой точке.
Для этого метка имеющаяся на зубчатом шкиву распредвала
должна совпасть с прорезью на корпусе защитного кожуха
это характерно для обоих шкивов
Установив натяжные ролики, ставим ремень как показано на фотографии
отверстие для крепление левого натяжного ролика смещено относительно центра, за счёт этого происходит натяжение ремня ГРМ при помощи отверстий в который вставляется специальный ключ (отвёртка тоже подходит)
После натяжения ремня проверните коленчатый вал на два оборота и ещё раз совместите метки, это необходимо для самопроверки, если и в этот раз метки совпали чётко , то после установки шкива привода генератора и защитных крышек двигатель можно заводить.
Автомобиль: ВАЗ-2112.
Спрашивает: Костиков Владимир Игоревич.
Суть вопроса: не могу зафиксировать метки ГРМ, как выставить метки по ВТМ?
У меня возникла проблема. При замене ремня ГРМ верхние шкивы не фиксировались, и теперь не ясно, как их выставлять. Метки на шкивах «смотрят» не совсем в одну сторону. Может, проще довернуть все шкивы к положению ВМТ в цилиндре 1? Если речь идёт о 16 клапанах, выставление меток на ВАЗ-2112 мне знакомо: выполнял эту операцию на ГРМ 21124. Ну а у меня мотор с объёмом 1,5. Есть ли отличия?
Выставляй метки ГРМ правильно — иначе погнёшь клапана!
Двигатель ВАЗ-21124 обладает особенностью: как бы его шкивы не крутили, он не гнёт свои клапаны. С мотором 21120 (16v 1,5 л) такие шутки не пройдут! Если положения шкивов сбиты не сильно, попробуйте одеть ремень и довернуть механизм в положение «ВМТ 1 и 4». А впредь всегда пользуйтесь инструкцией:
-
Коленвал выставляют в требуемое положение, проверяя метку на шкиве привода генератора ( фото 1 ) или на шкиве коленвала ( фото 2 );
Шкив привода генератора и шкив коленвала
Шкив выпускного и впускного вала
По идее, на ВАЗ-2112 выставление меток проводится одинаково, о каком бы моторе речь не шла. Здесь приведены фото для двигателя 21120.
Как всё выглядит в реальности и в инструкции
Не поленитесь найти смотровое окно на картере КПП. Под заглушкой находится ещё одна метка.
Последнее действие является факультативным. А выполняют его затем, чтобы не переделывать всю работу «с нуля».
- Число зубьев ремня между метками «верхних шкивов» – ровно 16;
- Метка на шкиве коленвала иногда откалывается – используйте контроль по методу «1» (фото 1) или «3» (нижнее фото).
Уточнения для ВАЗ-21124
На моторе с объёмом 1,6 все действия выполняются так же, как указано выше. Есть одно исключение – шкив привода генератора выставляют по метке на кожухе (см. фото).
Шкив привода генератора, мотор 21124
Впрочем, если этой метки нет, пользуйтесь проверенным способом: от корпуса ДПКВ отсчитывают 20 зубцов. Вместо 21-го должен быть «пропуск».
Шкивы ГРМ можно вращать, как угодно – поршни в любом случае не заденут за клапаны. Сравните то, как выглядят поршни двух разных моторов – станет ясно, о чём идёт речь.
Два разных 16-клапанника
Для тех, кто ничего не понял
Число зубцов на шкиве коленвала – 21 , на шкивах распредвалов – 42 . Когда коленвал прокручивается на 360 градусов, распредвалы поворачиваются на 180. Вообще же полный цикл работы двигателя состоит из двух оборотов коленвала (720 градусов).
По идее, можно применять альтернативный метод настройки. Пусть метки шкивов распредвалов смотрят строго вниз. Тогда метка на шкиве коленвала должна быть обращена вверх (ВМТ 1 и 4).
Если фиксирующего приспособления нет, его можно изготовить самим. Подойдёт даже съёмник для пружин подвески (см. фото).
Угол опережения зажигания проверяют и устанавливают на холостом ходу двигателя (при частоте вращения коленчатого вала 820–900 мин –1 ). Угол должен быть в пределах 0±1° до ВМТ. При неправильно установленном угле опережения зажигания двигатель перегревается, не развивает полной мощности, расходует излишнее топливо, появляется детонация.