Приобретая подержанный автомобиль (например, ВАЗ 2108, 2109, 21099) в первую очередь следует обратить внимание на состояние его кузова и кузовного покрытия. Это и не мудрено, так как кузов – самая дорогая составляющая автомобиля.
Перечень основных слабых мест кузовов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
- Места крепления задней балки к кузову автомобиля.
Задняя балка автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 своими рычагами через резинометаллические шарниры крепится к треугольным кронштейнам с правой и левой сторон кузова. Кронштейны в свою очередь сидят на шпильках и закреплены гайками (по три шпильки и три гайки на кронштейн). Шпильки приварены к специальному усилителю из более толстого металла, находящемуся внутри заднего лонжерона.
Вокруг кронштейнов со временем возникает очаг коррозии (возможно из-за нарушения защитного слоя лонжерона, несвоевременной обработки защитным составом его внутренней полости, вибронагруженности данной части кузова). Сначала коррозия съедает металл порога вокруг кронштейна, потом принимается за усилитель. Через некоторое время крепления балки к кузову попросту вырывает, и автомобиль становится неуправляемым. Очень важно провести ремонт этого соединения на ранней стадии разрушения (пока не разрушился усилитель внутри лонжерона).
Металл лонжерона под кронштейнами в этом случае можно заменить более толстым. В сильно запущенных случаях (например, когда балку уже вырвало) ремонт тоже возможен, но более трудоемок, так как требует восстановления разрушенных элементов с соблюдением геометрических параметров (иначе возможен увод автомобиля в сторону и подъедание резины задних колес). Подробнее про ремонт креплений задней балки см. «Ремонт мест креплений задней балки к кузову на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099».
- Места крепления кронштейнов растяжки («крабов») передней подвески к кузову автомобиля.
Аналогичная ситуация возникает при образовании коррозии в районе крепления «крабов» к нижней части рамки радиатора. В местах крепления кронштейнов рамка радиатора так же имеет усилители из более толстого металла. В основном разрушения начинаются вокруг них. В продаже имеются ремонтные вставки под кронштейны, которые необходимо вварить вместо разрушенных. Ремонт должен проходить с соблюдением всех геометрических размеров, так как в противном случае нарушается установка углов колес, которая в дальнейшем не поддается регулировке. См. «Ремонт мест крепления кронштейнов растяжки передней подвески к кузову автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
- Стаканы стоек передней подвески.
Грязь, скапливающаяся в арках передних колес, со временем приводит к разрушению брызговиков двигателя и соответственно стаканов передних стоек. Постоянная вибронагрузка мест крепления верхней части стоек (опорных подшипников) к кузову является причиной появления трещин возле их шпилек и гаек. Ремонтная деталь имеется в продаже, но замена ее трудоемка. В качестве профилактики рекомендуется периодически обновлять защитное покрытие арок колес и использовать пластиковые локера (подкрылки).
- Стаканы стоек задней подвески (арки задних колес).
Такая же ситуация складывается и со стаканами стоек задней подвески. Ржавчина здесь обычно начинает появляться со стороны колесных арок, за стойками. Если не разрушились сами стаканы стоек, то все может обойтись лишь заменой прогнивших участков на свежий металл, что не так сложно. Рекомендации по профилактике те же: защитное покрытие колесных арок, проливка скрытых полостей специальными составами и использование подкрылков.
Разрушение порогов наиболее распространенная проблема кузовов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Эксплуатация автомобиля с прогнившими порогами вобщем-то возможна, но жесткость кузова резко снижается прямо пропорционально степени разрушения. Особенно прогрессирует ржавчина под пластиковыми декоративными накладками на пороги. Замена порогов в большинстве случаев невозможна без восстановления элементов пола, к которым пороги крепятся. Порог автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 состоит из четырех элементов (двух усилителей, нижней части и внешней накладки). Замена производится либо в целом, либо тех элементов, которые наиболее подверглись коррозии.
В качестве профилактики разрушения и продления жизни порогов автомобиля рекомендуется не использовать декоративные накладки или проводить дополнительную обработку под ними, периодически проводить обработку скрытых полостей и внешних элементов специальными составами, прочистку дренажных отверстий в нижней кромке порогов. Подробнее о замене порогов см. «Замена порогов автомобиля ВАЗ 2108», «Замена порогов автомобилей ВАЗ 2109, 21099».
- Дверь задка ВАЗ 2108, 2109, крышка багажника на ВАЗ 21099.
Постоянно летящая грязь оседает на двери задка автомобиля и вызывает коррозию ее нижней кромки, что со временем приводит к разрушению. В принципе ремонт данной детали возможен, но по цене сопоставим с заменой двери на новую или б.у., но в хорошем состоянии. В качестве профилактики рекомендуется устанавливать на заднюю верхнюю часть кузова над дверью задка спойлер. Загрязнение двери сильно сократится.
Примечания и дополнения
— Остальные проблемы: места крепления рычагов подвески и кронштейнов стабилизатора поперечной устойчивости к кузову, элементы пола под ногами с усилителями, нижние части дверей, рамка ветрового стекла, дренажные отверстия кузова и пр. имеют место не на всех автомобилях и встречаются несколько реже и менее существенны.
Еще статьи по ремонту автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Проблемы с задней подвеской для ВАЗ 2109 — не редкость. Потому каждый автовладелец обязан знать устройство этого узла, разбираться в схеме и понимать, где какой элемент располагается, как детали задней подвески взаимодействуют друг с другом.
Зная устройство и схему, вам намного проще будет определить поврежденный элемент и выполнить ремонт своими руками.
Вид снизу
Схема и обозначения
Компонентов задней подвески несколько меньше, если сравнивать с передней. Из-за этого конструкцию можно назвать более простой. Но от этого степень ответственности вас, как водителя, за исправное состояние узла не снижается ни в коем случае.
Схема узла
Ознакомившись со схемой узла, можно переходить к элементам, которые на ней обозначены.
Номер элемент
Чем является
Кронштейн фиксации рычага
Втулка шарнира рычага (резиновая)
Втулка шарнира рычага (распорная)
Болт фиксации рычага подвески
Кронштейн кузова автомобиля
Опорная шайба для крепления штока стойки (амортизатора)
Верхняя опора пружины
Прокладка изоляции пружины задней подвески
Подушки крепления штока стойки
Буфер хода сжатия
Кожух защиты амортизатора
Нижняя опорная чашка пружины
Соединитель рычагов задней подвески
Гайка фиксации ступицы заднего колеса
Шайба подшипника ступицы
Фланец рычага задней подвески
Втулка амортизатора задней подвески
Кронштейн рычага с проушинами для монтажа амортизатора
Шарнир рычага задней подвески резинометаллического типа
Особенности устройства
Разобравшись в схеме, следует отдельно поговорить о том, что собой представляет конструкция задней подвески именно автомобиля отечественного производства ВАЗ 2109. Зная все особенности, нюансы используемых элементов подвески, вы будете знать, каким образом осуществлять в дальнейшем ремонт, профилактику, какие детали покупать на замену старым.
- ВАЗ 2109 использует торсионно-рычажную конструкцию задней подвески. Направляющим устройством здесь выступает пара продольных рычагов, которые соединены между собой при помощи упругого соединителя. Поскольку соединитель смещен вперед относительно оси колес, кинематические свойства задней подвески девятки соответствуют особенностям независимой подвески на продольных рычагах.
- Независимый ход каждого из колес обеспечивается скручиванием усилителя с U-образным типом сечения. Такое сечение отличается малой жесткостью на кручение и большой на изгиб. Это делает конструкцию достаточно надежной и долговечной.
- Продольные рычаги выполняют из труб. Их приваривают к соединителю через усилители рычагов задней подвески, что позволяет создать единую балку. Она шарнирно подвешивается через кронштейн на кузов автомобиля.
- Каждый из рычагов задней подвески впереди оснащается втулкой, в которую запрессовываются резинометаллические шарниры. Они состоят из пары втулок — резиновой и металлической.
- Через распорную втулку идет болт, который соединяет рычаг подвески и штампованный кронштейн, монтируемый к кронштейну кузова по средствам болтов, гаек и шайб. На крепежный болт накручивают самоконтрящуюся гайку.
- К задней части рычагов привариваются кронштейны с проушинами, которые служат для монтажа амортизаторов, а фланцы необходимы для крепления ступицы заднего колеса и щита тормозного механизма при помощи болтов.
- Упругие компоненты задней подвески включают в себя пружины и буфер хода сжатия.
- Пружину изготавливают из пружинной стали с круглым типом сечения. Ее устанавливают на амортизатор и опирают нижней частью на чашку. Верхняя часть упирается в опору, которая приварена к внутренней арке кузова автомобиля. Нижнюю опорную чашку пружины приваривают к амортизатору. Между верхней опорой и пружиной установлена резиновая прокладка изоляции.
- Пружины задней подвески делятся на два класса, в зависимости от контрольной нагрузки по длине — А и Б. Класс А маркируется желтым цветом, наносимым на внешнюю сторону средних витков. Класс Б имеет зеленое обозначение.
- Буфер хода сжатия выполняют из полиуретана. Его монтируют на штоке амортизатора внутри пружины. Сверху буфер упирается в крышку кожуха защиты, но когда включается в работу — на опору.
- Опора буфера напрессована на верхнюю часть резервуара амортизатора.
- У буфера на наружной поверхности имеют кольцевые канавки, которые определяют место деформации.
- Кожух защиты обеспечивает предохранение от механических повреждений и загрязнений штока и буфера хода сжатия. Кожух выполняют из резины гофрированной формы, что позволяет изменять длину при работе подвески. Вверху изнутри кожуха имеется кольцевая канавка. Они служит для захода отработанной части стальной крышки. Внизу кожух достаточно упругий, что позволяет поджиматься к опорной чашке пружины.
- К фланцу рычага монтируется ось заднего колеса при помощи 4 крепежных болтов. Этими же болтами осуществляется крепление щита тормозного механизма.
- На оси на двухрядном шароподшипнике вращается ступица. Ступица монтируется на ось с помощью гайки и упорной шайбы. Гайка устанавливается на оси путем обжима ее пояска в пазе оси.
- Подшипник в ступице монтируется за счет стопорного кольца. Подшипник используется закрытый, внутрь которого заложена практически вечная смазка.
- Изнутри ступица уплотнена парой грязеотражающих колец. Одно из колец приваривается к ступице, а второе — к фланцу оси. Между ними получается лабиринтное уплотнение.
- Наружная полость ступицы закрыта колпаком. Между колпаком и ступицей располагается уплотнительное кольцо.
- Подшипник ступицы при эксплуатации ВАЗ 2109 не регулируется и не смазывается. К ступице при помощи 4 крепежных болтов монтируют диск колеса.
- Амортизаторы на задней подвеске девятки являются гидравлическими телескопическими двухстороннего типа действия.
- Нижней проушиной амортизатор устанавливается на кронштейн нижнего рычага по средствам болта и самоконтрящейся гайки.
- Верхний крепеж амортизатора штырьевой — шток монтируют к верхней опоре пружины через пару подушек из резины и опорную шайбу. Между крышкой кожуха защиты и шайбой располагается распорная втулка.
Конструкцию задней подвески не назовешь простой, поскольку здесь есть множество элементов, взаимодействующих друг с другом. При потере этого эффективного взаимодействия, автомобиль начинает вести себя нестабильно, требует ремонта или замены определенных компонентов.
Разобраться в схеме и устройстве задней подвески автомобиля ВАЗ 2109 не сложно. Это позволит существенно сэкономить на ремонте, избежав посещений СТО, а также развить собственные навыки по самостоятельному ремонту собственной машины.
Ваз 2109 схема кузова будет интересна владельцам этого легендарного автомобиля. Хорошее знание схемы позволит осуществить самостоятельный ремонт и даже полностью восстановить металлический каркас «девятки». Очень важны на Ваз 2109 геометрические размеры кузова, так как именно они становятся основным критерием оценки состояния и степени повреждения остова.
С чем связаны повреждения кузова «девятки»
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Бытует мнение, что советские автомобили оснащены «неубиваемым» кузовом. Стопроцентно утверждать это нельзя, но и опровергать такое заявление тоже неправильно. Действительно, кузов Ваз 2109, схема которого представлена в статье, сделан на славу, но со временем любому качеству придет конец.
В ремонте нуждаются практически все кузова автомобилей старше 5-7 лет. И ничего удивительного в этом нет. Условия жизни последних лет, огромное количество вредных веществ, общее ухудшение экологии – все это не может сказываться положительно. Немало вреда приносят и непростые, чуть ли не экстремальные современные условия эксплуатации.
В итоге состояние металлической поверхности приходит в плачевный вид, ДВС и детали отправляют на разборку, а вместо изношенного, но близкого сердцу автомобиля, занимает место новый автокар. Всего этого можно избежать, если знать особенности схемы кузова, разбираться в тонкостях и своевременно проводить профилактические работы.
Особенности кузова «девятки»
Как известно, металлический каркас «девятки» представляет собой несущую конструкцию, а тип кузова относят к хэтчбекам 5-дверной конструкции. Сконструирован он на базе кузова «восьмерки», но максимально унифицирован, а большинство частей и деталей имеют совершенно иные размеры и даже формы. Но одно у все кузовов неизменно – они состоят из цельного остова и навесных компонентов.
В таблице ниже приведена более подробная информация по кузову Ваз 2109 и его особенностям.
Детали кузова Ваз 2109
Передок | Полы | Боковины | Крыша с рамой ветрового окна | Задок | Силовые элементы каркаса | Навесные части |
Вертикальный щиток, брызговики передних крыльев, поперечины, панели рамки радиатора, передние лонжероны, соединители и стойки, коробка воздухопритока, прочие мелкие детали. | Панели переднего, среднего и заднего пола. Панель переднего пола имеет корытообразную форму, а посредине тоннель для труб выпускной системы, трубопроводов и топливопроводов. Тоннель предохраняет их от повреждений. Панель заднего пола имеет цельноштампованную нишу для запасного колеса. Вдоль всего пола привариваются лонжероны, которые образуют с передними и задними лонжеронами единые скрытые продольные полости вдоль днища всего автомобиля. Как к лонжеронам, так и к скрытым полостям есть хороший доступ. К полу приварена передняя, средняя и задняя поперечины, а также усилители и надставки пола. | Правая и левая боковины кузова состоят из наружных и внутренних панелей. Наружные панели боковин выполняются цельными деталями с центральными и задними стойками, с проемами боковых окон. Внутренние панели изготавливаются едиными вместе с наружными арками колес, с усилителями стоек. Сзади боковины имеют усилители и у правой боковины нишу для сепаратора паров бензина, а также желобки и фланцы под уплотнители дверей. Для увеличения жесткости между нижними частями наружных и внутренних панелей боковин, образующих пороги дверей, устанавливаются нижние накладки боковин. Усилители устанавливаются у передних и центральных стоек боковин. | Рама ветрового окна изготавливается одной деталью, к которой приваривают вверху и внизу усилители. Внутренняя стойка рамы ветрового окна увеличивает жесткость передней стойки и образует две изолированные полости. Панель крыши имеет два усилителя. Сзади к панели привариваются две балки с усилителями для навески двери задка и спереди передняя балка. | Панель задка имеет верхнюю поперечину, присоединяется сваркой к задней поперечине, заднему полу и боковинам кузова. На панели задка устанавливаются задние фонари. | Лонжероны и усилители | Панели передних крыльев, наружные панели боковин и рамы ветрового окна, панель крыши, панель задка, а также наружные панели дверей и капота. |
Методы соединения и другая информация о деталях кузова
Все детали кузова «девятки» представляют собой единое целое. Метод соединения их между собой подразумевает сварку точкой, но более нагруженные компоненты усиливают электродугой.
Материал кузова выполнен из МУ листовой стали толщиной 0,7-0,8-1 мм. Некоторые мелкие кузовные части штампуются из более толстой стали.
Геометрия и контрольные точки
Владельцам «девятки» никак не обойтись без знания контрольных точек и геометрии кузова, если они в дальнейшем намерены будут самостоятельно ремонтировать или тюнинговать кузов. Кроме того, очень важно знать это, когда покупаешь автомобиль, и надо грамотно проверить кузов.
Чаще всего проверяются следующие геометрические размеры кузова Ваз 2109:
- Диагональ рамы лобового стекла, отмеченная на фото, как А. Она должна быть равна 1270 мм (плюс/минус 4 мм);
- Дистанция между серединой верхнего бруса рамы лобового стекла и серединой нижнего бруса, отмеченная на фото Б, должна равняться 550 мм (плюс/минус 2 мм);
- Диагональ капота, отмеченная на фото, как В, должна быть равна 1400 мм (плюс/минус 5 мм);
- Длинная диагональ заднего бокового окна, отмеченная на фото, как Г, должна быть равна 555 мм (плюс/минус 2 мм);
- Короткая диагональ заднего бокового окна, отмеченная на фото, как Д, должна быть равна 380 мм (плюс/минус 2 мм).
Зная схему кузова автомобиля, владелец сможет своими руками проверить наличие перекосов и дефектов, осуществить ремонт. Представленные в статье схемы, фото помогут легче усвоить информацию. Пошаговые инструкции по ремонту кузова вы можете найти на страницах нашего сайта.
Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка – Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.
- Абсолютно легально (статья 12.2);
- Скрывает от фото-видеофиксации;
- Подходит для всех автомобилей;
- Работает через разъем прикуривателя;
- Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.