Товарищи вчера сделал плановое ТО по замене ремня ГРМ.
список запчастей писал тут www.drive2.ru/l/9423524/
Во время замены ремня ГРМ ОБЯЗАТЕЛЬНО меняйте прокладку корпуса фаз газораспределения, чтобы не разбирать весь ГРМ по 2 раза . Писал об этом тут www.drive2.ru/l/518728146581717305/
Было заменено:
-ремень ГРМ на оригинальный
-все ролики вокруг ГРМ
-гидронатяжитель
-сальник коленвала
-сальники распредвалов
-болт коленвала
-почистил датчик положения коленвала
-звездочка с которой датчик считывает данные
-шпонка в зубчатом шкиве коленвала
-шпонка на самом коленвале в виде полумесяца
-помпа
-приводной ремень
-все ролики приводного ремня.
Начнем разборку:
-слил антифриз из радиатора (около 5-6 литров вместе с помпой)
-отсоединил шланги охлаждения АКПП вылилось около 1,5литров АТФки
-снял радиатор, чтобы удобнее было ковыряться, заодно и промыл его
-снял вентилятор и муфту крепления вентилятора
-снял приводной ремень
-снял все ролики навесные
-отсоединил генератор и убрал его в сторону
перед снятием лобовины: открутил провода датчика положения коленвала и отсоединил его от фишки
-снял лобовину (предварительно пометил какой болт откуда выкрутил, чтоб их не перепутать т.к. они разные)
лобовина вышла очень легко, ничего не пилил, не резал, насосы гидроусилителя и компрессора кондиционера не откручивал и не трогал вообще
-снял пластиковые кожухи ремня ГРМ на распредвалах
-открутил пистолетом болт коленвала (головка на 22), шкив снял руками легким расшатыванием туда-сюда
-снял датчик положения коленвала для промывки и чистки
-снял гидронатяжитель
-открутил ролик-натяжитель
-снял ремень ГРМ
-снял зубчатый шкив коленвала
-заменил звездочку на шкиву
-заменил сальник коленвала
-заменил сальники распредвалов
-заменил помпу:
а вот тут самое интересное: Инженерам Митсубиси я бы руки оторвал за такие выдумки с помпой. Все болты откручиваются/закручиваются снаружи, а чтобы открутить один болт, нужно разобрать пол двигателя, блок термостата, чтобы снять ВЕСЬ корпус помпы. Я высверлил болт и выкрутил его с обратной стороны, при закручивании обратно вбил туда звездочку подходящего размера и закрутил изнутри. УРОДЫ!
-установил все шкивы и ролики на место
-установил ремень ГРМ (читал книгу и делал по инструкции с прокрутами и натяжками).
совместить метки на шкивах коленвала и распредвалов.
потом нужно натягивать ремень в следующем порядке: как показано на картинке
(1) Crankshaft sprocket — шкив коленвала
(2) Idler pulley — промежуточный ролик
(3) Camshaft sprocket (left bank) — шкив распредвала (левый по ходу движения)
(4) Water pump pulley — помпа
(5) Camshaft sprocket (right bank) — шкив распредвала (правый по ходу движения)
(6) Timing belt tensioner pulley — ролик-натяжитель ремня ГРМ
смотрите схему на картинке
потом нужно провернуть правый шкив распредвала ПРОТИВ ЧАСОВОЙ стрелки до того момента, как ремень не натянется правильно и ровно. Проверьте метки снова, прокрутив всю конструкцию 1-2 оборота.
Сборка в обратной последовательности.
После сборки пробный запуск. Двигатель запустился бодро. но через 20 сек загорелся ЧЕК и двиг начало колбасить. Заглушил мотор и попробовал снова. Двигатель не запускался!
БЛ@ТЬ! Подумал я. И полетели мысли разбирать и собирать все заново. Вспоминал все, что сделал и не сделал. Все сделал правильно, ничего не забыл. Стало грустно((((( Пока собирал инструменты, попробовал запуститься и О ЧУДО! Слава Богу!Запустился и опять двиг колбасит. Я подумал пусть поработает, не буду глушить. Он прочихался и стал работать нормально.
начал разборку в 13:30 закончил примерно в полночь. с перерывом около 1.5 часа.
дополнительные моменты в сборке ремня ГРМ я дал внизу в комментах с картинками.
Старый ремень был слабо натянут, либо расслабился от времени
Здесь мы поговорим о самостоятельной замене ременнй передачи ГРМ на Митсубиси Паджеро 4 поколения 3.0. Ремень выполнен из армированной резины. С его внутренней стороны находятся зубцы, с помощью которых происходит его сцепление с шестернями. Ремень передаем крутящий момент с распредвала на вал коленчатый и обеспечивает синхронность их работы. За состоянием ремня обязательно нужно следить. Именно благодаря ремню поршни не встречаются с клапанами, хотя располагаются с ними в одном блоке.
О ресурсе и обслуживании
Если произойдет обрыв ременной передачи, то поршни ударятся о клапана, после чего обязательно произойдет загиб последних. Повреждены будут и прочие детали узла. После этого машину придется серьезно ремонтировать. Головка цилиндров тоже может быть повреждена.
Производители Митсубиси установили регламент замены ременной передачи, который соответствует 150 000 км. Лучше ремень снимать и менять еще до истечения этого времени, так как износ данного расходника может случиться и раньше. Искать ремень долго не придется. Его можно увидеть сразу после поднятия капота. Он выполняет и некоторые дополнительные функции, поэтому пропущен через несколько шкивов. Это ведет к дополнительным нагрузкам, которые, в свою очередь, приводят к преждевременному износу расходника.
Иногда бывает так, что даже новый ремень очень быстро изнашивается. Этому может быть несколько причин:
- Может произойти перекос помпы. Это происходит потому, что подшипники в ней немного смещены, а не располагаются по центру. После перешивания помпы ремень начинает сползать. Перекос помпы может произойти и из-за того, что посадочное место при ее установке не было очищено от грязи должным образом.
- Преждевременному износу ремня может способствовать износ натяжного ролика.
- Если сальник распредвала начал пропускать моторное масло, то оно будет попадать на ремень. Масло обязательно разъест резину, что в конечном итоге приводит к обрыву ремня.
- Могут износиться зубцы на звездочке распредвала. Это в свою очередь приводят к тому, что зубцы на ремне начинают отслаиваться.
- Ремень быстро изнашивается, если он не был натянут должным образом. Не допускается его перетягивание и провисание.
Ремень постоянно испытывает динамические нагрузки, поэтому нужно выбирать только качественные расходники. Делайте покупки только у проверенных дилеров. Сейчас стали появляться ремни, имеющие дополнительное усиление в виде металлического корда. Продавцы уверяют, что такой ремень будет служить гораздо дольше. По мнению профессиональных водителей – это правда.
Необходимость замены ременной передачи покажет ее визуальный осмотр. Данную процедуру нужно обязательно проводить, если замечены следующие дефекты:
- подтеки масла на поверхности;
- износ зубцов или их отслоение;
- появление на поверхности выпуклостей, складок или расслоений;
- торцы разлохматились и стали видны отдельные нити;
- верхние грани зубцов износились.
Меняя ремень, не забудьте и про другие расходники. Производители рекомендуют вместе с ремнем заменить еще и сальник, прокладку и натяжной ролик. Обычно новые ремни продаются упакованными в коробки вместе с другими расходниками. Лучше воспользоваться советом бывалых водителей, и заменить сразу все, чтобы не разбирать все еще раз из-за натяжного ролика, например.
А вот какой инструмент потребуется для выполнения процедуры замены:
- шестигранник;
- ключи рожковые;
- ключ, регулирующий натяжитель;
- домкрат;
- отвертки с различными видами наконечников;
- ветошь.
Замена
Итак, если все готово, тогда можно начинать. Первым делом машина ставится на ровную поверхность. Выжимается ручной тормоз и дополнительно ставятся упоры под колеса. Затем открывается капот и от аккумулятора отключается минус. Это делается для того, чтобы автомобиль был обесточен. Кстати, данный вид работ можно производит только при остывшем двигателе.
1. Снимаем верхний кожух ремня. Для этого используется шестигранный ключ.
2. Разъем, расположенный на датчике коленвала, следует отключить.
3. Теперь нужно проверить, совмещены ли метки на шестеренках распредвалов. Совместиться они должны со специально для этого сделанными высечками треугольной формы.
4. Если все нормально, обращаем внимание на зубчатую часть маховика. Убираем резиновую пробку из-под термостата. Так мы увидим венец маховика, на который нанесена метка. Она тоже должна совместиться с треугольной высечкой.
5. Проверяем совмещение меток, расположенных на шкиве коленвала. Для этого придется ослабить ремень генератора. Фиксируем маховик при помощи мощной отвертки. Для этого ее нужно вставить в отверстие, из которого была извлечена резиновая пробка.
6. Отворачиваем шкив генератора. Для этого нам придется воспользоваться ключом на 17, отвернув им болт крепления шкива. После снятия последнего болт следует завернуть обратно.
7. Когда шкив снят, под ним можно видеть шестерню коленвала. На ней располагается метка, она должна совместиться с меткой на кожухе масляного насоса.
8. Проворачиваем коленвал до момента совпадения всех меток. Также это действие выведет цилиндр 1 поршня в мертвую точку. Теперь можно уже снимать отслуживший свой срок ременный привод ГРМ.
9. Сначала отворачиваем болт, которым крепится натяжной ролик. Потом берем специальный ключ и начинаем крутить ролик влево. Если планируется заменить и натяжной ролик, то сейчас самое время его снять.
10. Снимаем отслуживший ремень и устанавливаем новый ролик.
11. Надеваем новый ремень. Сначала он надевается на шкив коленвала, а затем на шестеренки валов и помпы.
12. Вращаем натяжной ролик вправо, тем самым производя натяжение ремня. Проверяем степень натяжки. Ее можно проверить прокручивая ремень. Он не должен проворачиваться более чем на 90 градусов.
13. Вынимаем отвертку, с помощью которой мы фиксировали маховик от прокручивания.
14. Прокручиваем коленвал 2 раза и проверяем совмещение меток на звездочках маховика и распредвалов.
15. Устанавливаем остальные компоненты.
Теперь остается проверить работу механизма. Заводим мотор. Если ремень перетянут, то можно слышать гул. В этом случае натяжной ролик следует повернуть немного влево.
Видео
Среди внедорожников Митсубиси Паджеро по праву занимает одно из лидирующих мест в плане популярности и распространенности. Это обуславливается рядом положительных особенностей этой модели — надежностью, мощностью двигателя, маневренностью и неплохой для внедорожников комфортабельностью. Стоит отметить, что модель Pajero является 12-кратным победителем марафон-ралли «Дакар» (продолжительное время известного как «Париж-Дакар»).
Но чтобы поддерживать двигатель машины в рабочем состоянии, требуется проводить его техническое обслуживание. Одна из самых частых процедур — это замена изношенных роликов газораспределительного механизма. Об их функциях, расположении, причинах поломок, а также особенностях процедуры замены — далее в статье.
Расположение роликов ГРМ
Найти ролики газораспределительного механизма в Митсубиси Паджеро не очень трудно. Сама конструкция располагается в левой части двигателя. Искать нужно несколько валов, на которых натянут ремень. Это и будет искомая конструкция.
Существует два вида роликов:
- Первый — натяжительные. Они обеспечивают оптимальное натяжение ремня ГРМ. При чрезмерном он быстро изнашивается, при недостаточном — не выполняет свои функции. Натяжительные ролики состоят собственно из вала со шкивами, и двух подвижных частей, напоминающих руку по принципу работы.
- Второй — обводные или направляющие. Они изменяют направление хода ремня, и обеспечивают его фиксацию в определенном положении. Выглядят как подшипники со шкивами.
Важно учитывать, что при поломке роликов или разрыву ремня их нельзя ремонтировать. Только заменять на новые. Замена роликов ГРМ на Митсубиси Паджеро не является трудной процедурой, а расходы на запчасти не настолько значительные. Траты на последствия аварии будут больше.
Причины поломок
Наиболее часто встречающийся вид поломок роликов газораспределительного механизма — это стертые шкивы и подшипники. Эти детали подвергаются наибольшему трению и, как следствие такая поломка неизбежна, как для роликов, так и для ремня. Данные детали обладают равным запасом прочности и изнашиваются одновременно.
Теперь о том, что может ускорить износ роликов и ремня ГРМ.
В первую очередь это экстремальный скоростной режим. Резкое торможение, быстрый разгон, неравномерная езда с частым изменением скорости, езда на небольшие расстояния — все это увеличивает нагрузку на газораспределительный механизм в целом, и на его составляющие в частности.
Также ускоренному износу роликов и ремня ГРМ способствует эксплуатация автомобиля на бездорожье. Грунтовка, разбитая дорога, отсутствие дороги как таковой — любой из вариантов сократит срок бесперебойной работы ГРМ.
Некачественное моторное масло тоже может стать причиной ускоренного износа. Или же если оно начинает попадать на ремень через поврежденный сальник распределительного вала. В результате масло начинает разъедать резину и, в итоге, ремень оборвется раньше срока.
Наконец, детали могут быть повреждены в результате перекоса помпы. Она перекашивается из-за чуть смещенного расположения подшипников (в идеале они находятся по центру). В итоге ремень начинает сползать.
Устранить проблему можно и самостоятельно, не обращаясь на станцию технического обслуживания. Разумеется, для этого нужно тщательно подготовиться, собрать необходимую информацию, подготовить инструменты и рабочее место.
Но, предварительно, нужно ознакомиться с техникой безопасности. Базовые рекомендации включают следующие моменты:
- Проводить замену только при остывшем двигателе, во избежание ожогов;
- Не пытаться отремонтировать поврежденные или изношенные детали. Только заменять на новые;
- Надежно фиксировать машину на месте. Для этого можно использовать стояночный тормоз или внешние фиксаторы.
Порядок замены роликов ГРМ
Перед тем, как начинать процедуру замены роликов ГРМ на Митсубиси Паджеро, нужно приобрести новые запчасти. Для этого настоятельно рекомендуется обращаться только к официальным дилерам. Да, у них стоимость несколько выше, но зато отсутствует вероятность получения некачественного товара. Авария в любом случае обойдется дороже.
Кроме роликов, лучше приобрести и сам ремень ГРМ. Если же это вторая такая процедура, то и помпу, которая обладает вдвое большим запасом прочности, чем ремень и ролики (и натяжные, и направляющие) газораспределительного механизма.
Кроме расходников, потребуются и инструменты. Базовый перечень включает:
- рожковые ключи;
- шестигранник;
- ключ для натяжительного ролика;
- домкрат;
- разные отвертки (понадобятся и плоские, и крестовидные);
- ветошь.
Теперь можно переходить к самой процедуре замены роликов ГРМ для Митсубиси Паджеро.
Пошаговая инструкция:
- Машина устанавливается на идеально ровную поверхность.
- Выжимается ручник и под колеса устанавливаются упоры. На скорости оставлять автомобиль не стоит.
- Открывается капот.
- От аккумулятора машины отключается минус. Обесточивание — еще одна мера предосторожности при работе с газораспределительным механизмом, наряду с остывшим мотором.
- Шестигранным ключом снимается верхний кожух ремня ГРМ.
- Отключает разъем коленчатого вала.
- Проверяется положение меток на шестеренках распределительных валов. Их нужно совместить со специальными треугольными насечками.
- Проверяется состояние зубчатой части маховика. Для этого убирается резиновая пробка, расположенная под термостатом. Тогда становится виден венец маховика с меткой. Ее тоже требуется совместить с треугольной насечкой.
- Проверяется расположение меток на шкиве коленвала. Для этого ослабляется ремень генератора, а маховик фиксируется отверткой, которая вставляется в отверстие от резиновой пробки.
- Ключом на 17 отворачивается болт крепления шкива генератора, после чего последний тоже снимается, а болт заворачивается обратно.
- После снятия шкива становится видна шестерня коленвала. На ней расположена метка, которую нужно совместить с меткой на кожухе насоса для моторного масла.
- Коленчатый вал проворачивается до тех пор, пока все метки не совпадут между собой, а цилиндр первого поршня не окажется в мертвой точке. Теперь есть возможность снять ременный привод газораспределительного механизма.
- Отворачивается крепежный болт натяжного ролика. Затем, с помощью специального ключа он прокручивается влево. Если сам натяжитель нуждается в замене — сейчас его нужно снять.
- Снимается старый ремень ГРМ и устанавливается новый натяжной ролик.
- Надевается новый ремень ГРМ. Сначала его нужно натянуть на шкив коленчатого вала, а потом на шестеренки валов и помпу.
- Натягивается новый ремень. Для этого натяжной ролик вращается по часовой стрелке. Важно, чтобы уровень натяжения был оптимальный. При чрезмерном натяжении ременной привод быстрее изнашивается, при недостаточном — это же происходит со всем газораспределительным механизмом. Проверить просто — прокрутить ремень. Он не должен проворачиваться более чем на 90 градусов.
- Вынимается отвертка, которой фиксировался маховик.
- Коленвал прокручивается два раза, чтобы проверить, как совмещаются метки на звездочках маховика и распредвалов.
- Остальные детали устанавливаются в обратном порядке.
После сборки нужно проверить, как работает двигатель. Для этого он заводится и, если есть гул, то натяжной ролик нужно сместить левее, устранив перетяжку.
Сроки и периодичность
В соответствии с официальным регламентом концерна Митсубиси, ремень и ролики ГРМ нужно менять каждые 150 тысяч километров пробега. Это внушительный показатель, но в условиях российских дорог рекомендуется проверку и, вероятно, замену проводить раньше, примерно каждые 120-125 тысяч километров пробега (или раз в год).
После первой замены проверку состояния ремня и роликов газораспределительного механизма лучше проводить каждые 20-30 тысяч километров или после появления странных шумов и стука двигателя.
В отношении покупки запчастей — как уже говорилось выше, настоятельно рекомендуется обращаться к официальным дилерам. Марки ремней, роликов и натяжителей могут различаться, поэтому лучше довериться рекомендациям специалистов. Приобретать дешевые запчасти через частных продавцов — не лучшая идея. Вероятность приобрести некачественную подделку в этом случае значительно возрастает.