Всех приветствую! Расскажу я вам сегодня немного о своем кардане, пробег сорика на данный момент составил 136340 км. Еще год назад после покупки авто я заметил, что на заднем кардане, на верхней крестовине, появился свист, и как все сорентоводы знал что замена обходится либо всем карданом либо подбором крестовин от другого авто и подваркой пятака к "ушам" кардана, но после последнего нужно делать балансировку кардана. Я еще тогда, не долго думая, взял мед. шприц с иглой и накачал под пыльники колпачков крестовины масло какое попалось под руку и т.о. смазал ее хоть чем то, и получил отсрочку по замене почти в год. Этим летом прошерстив всю ходовку решил заняться заменой крестовин, объездив весь город так и не нашел места где балансируют карданы. Ну собственно полазив в интернете натолкнулся на фирмы которые ремонтируют карданы: кардис (нижний новгород) и автогидравлика (саратов)
, казань, самара и т.д. Самый ближний оказался Саратов всего 180 км. Заправился под горлышко, взял денежку с собой, гору ключей на всякий случай, буксировочный трос, и поехал. Ехал по утречку часов с 5, держал скорость 120 на круизе (115км/ч по GPS навигатору), доехав до места нашел ближайшую заправку и заправил снова под горлышко, уместилось 18 литров (на 180 км, это получается 10 литров на соточку). далее загнал сорик на подьемник, и стали смотреть что к чему.
Я уже сталкивался с заменой крестовин квадроцикла, о чём подробно рассказывал в статье «Замена крестовин переднего кардана». На заднем же кардане крестовины оказались значительно более живучие (несмотря даже на то, что нагрузка на них выше), и проехали 3000 км, причём большая крестовина практически вообще не люфтит, а вот малая залюфтитила, хотя и несущественно. Тем не менее, поскольку приближается зима, неудобная для ремонта пора, я решил заняться заменой крестовин заранее, а не ждать, когда соединения зазвенят во весь голос.
Операции по замене совершенно аналогичны тем, что проводятся с передним карданом, но сзади точно не нужно снимать колёса.
Крестовины заднего кардана CFMOTO
На заднем карданном валу всех квадроциклов CFMOTO используются две крестовины: большая, размером 25×64, и малая 22×50. Каталожный номер большой крестовины 7020-290130, цена на момент написания статьи 480 рублей, а малой – 7020-300120 и цена 430 рублей. (Но иногда на CFMOTO попадаются странные карданы, где малая крестовина имеет размер 20×55 – соответственно, каталожная запчасть не подходит, но если вам повезло стать владельцем «странного кардана», то вместо неё подойдёт крестовина GUM-Z2 фирмы GMB).
А про большую крестовину я уже писал, с китайской родной деталью связываться не нужно, вместо неё однозначно надо покупать японскую крестовину GUM-81, она сейчас стоит около 300 рублей. К сожалению, фирменных аналогов штатной малой крестовины 22×50 не обнаружено, поэтому придётся брать крестовину CFMOTO 7020-300120.
Инструмент
Для замены потребуется следующий инструмент:
- ключи на 10, 12
- шестигранный ключ на 8
- съёмник стопорных колец (тонкогубцы)
- отвёртки
- молоток
- оправка для выбивания крестовины
- тиски (очень желательно)
- консистентная смазка
Это, конечно, минимум – если всё пойдёт так, как надо.
Снятие карданного вала
Чтобы снять карданный вал, к нему нужно подобраться, а для этого потребуется снять правую подножку квадроцикла. Она крепится винтами с головкой на 10.
Передний фланец держится на четырёх болтах с головкой на 12. Болты посажены на фиксатор резьбы, поэтому откручиваться будут с заметным сопротивлением. Чтобы добраться до болтов с противоположной стороны, нужно прокрутить колёса.
Задний фланец крепится к тормозному диску шестью болтами под внутренний шестигранник на 8. Эти болты очень неудобно расположены и тяжело откручиваются. Обычным шестигранником туда не подлезешь, особенно без снятия колеса. У меня такой инструмент: я купил Г-образный шестигранник, отрезал болгаркой от него уголок, а оставшуюся длинную часть вставил в головку на 8. Теперь им можно пользоваться с помощью трещотки.
Интересно, спереди вал крепится четырьмя болтами М6, зато сзади – шестью болтами М8. Видимо, это равнозначные по прочности решения :). Резьбу, если она ржавая или закисшая, надо почистить (я уже это проделал).
После откручивания всего крепежа карданный вал извлекается из квадроцикла.
Либо не извлекается. Может случиться так, что шлицы, соединяющие две половины вала, заржавели и закисли. Такой кардан разъединить нереально в принципе, ничем, никак и никогда. Но всё-таки его можно с трудом выковырять со своего места. Для этого потребуется снять с креплений (два болта) задний редуктор, чтобы чуть сдвинуть его назад, тогда выступ на фланце кардана выйдет из паза. А чтобы открутить болты крепления редуктора, надо снять левое колесо и высвободить нижние крепления рычага колеса (2 штуки) – тогда будет доступ к болтам редуктора. Устанавливать назад по той же системе. Но я надеюсь, что вам повезёт.
Прежде чем действовать далее, поставьте метки на частях карданного вала и фланцах. По этим меткам механизм будет собираться обратно. Важно собрать детали именно так, как они были, иначе при вращении возникнет дисбаланс. Конечно, это только в том случае, если вал разъединяется.
Половинки вала уже имеют заводскую маркировку в виде сходящихся стрелок, но стрелки могут и стереться в процессе эксплуатации.
Приступаем к процедуре извлечения крестовин.
Извлечение крестовин
С помощью тонкогубцев снимаем стопорные кольца. Методика извлечения кольца такая: сжимаем ушки и поддеваем кольцо тонкой отвёрткой. Тогда оно легко извлекается. Только надо прикрывать место работы рукой, чтобы кольцо не улетело в неизвестном направлении.
Итак, кольца извлечены, теперь нужно выбить крестовины. В прошлый раз у меня не было тисков, но к этому моменту я ими обзавёлся, что существенно добавило комфорта в работе. Итак, ставим вилку кардана на тиски, на крестовине размещаем оправку и бьём по ней молотком до тех пор, пока крестовина не углубится до упора. Кувалда здесь не нужна, тяжёлый молоток не облегчит работу. Надо выбивать аккуратно, чтобы не погнуть детали.
Теперь переворачиваем деталь, смазываем нижнее ухо изнутри смазкой или WD-шкой (это обязательно, без смазки будет очень трудно), аккуратно и попеременно бьём молотком по ушам вилки кардана.
Так продолжаем, пока нижняя чашка крестовины не усядется обратно на своё место. Эта работа не сложная, но требует терпения.
В какой-то момент конструкция крестовины окажется разведённой, и станет возможным вытащить внутреннюю часть из чашек.
Сами чашки легко выбиваются изнутри.
Аналогичная процедура повторяется для второй части крестовины.
И, если нужно, для другой крестовины тоже. В моём случае хоть большая крестовина и не нуждалась в замене, я всё равно её заменил, потому что у меня валялись две халявные китайские крестовины. Надо же было их куда-то пристроить – а тут такой удобный случай.
Установка новых крестовин
Канавки стопорных колец желательно очистить от грязи и окислов. Посадочные места тоже.
После этого посадочные места вместе с канавками смазать густой смазкой. Смазка, помимо защитной функции, облегчит установку новой крестовины.
Теперь ставим новую запчасть.
Снимаем две чашки с крестовины, вставляем одну в ухо вилки снаружи. И в неё помещаем изнутри крестовину.
Теперь, удерживая руками крестовину в потолочном положении, лёгкими ударами молотка забиваем чашку в гнездо. Крестовину нужно держать в верху, чтобы из чашки не выпали иголки.
Перевернув деталь, такую же операцию повторяем с противоположной стороны, также придерживая крестовину внутри чашки.
Правильно собрав детали по меткам, устанавливаем вторую часть крестовины в вилку.
Теперь можно поставить стопорные кольца.
Если у крестовины есть пресс-маслёнка, крестовина шприцуется. Смазку загоняют до тех пор, пока она не появится из-под всех сальников. Родные крестовины CFMOTO не имеют маслёнок.
Несколько слов о конструкции карданного вала. В прошлой статье я ругался, что китайцы в качестве «изолятора» шлицевого соединения от внешней среды использовали войлочное кольцо, и заменил его на сальник. Сальник, увы, проработал недолго, и воду стал пропускать. Оно и понятно, посадочные поверхности к моменту установки сальника уже были покрыты питтинговой коррозией, поэтому никакой надёжной герметичности и быть не могло.
Поэтому не надо ничего делать для защиты, достаточно только обильно смазать шлицы смазкой.
Установка карданного вала
Итак, собираем карданный вал по меткам. Он готов к установке.
Ставим его на место, затягиваем болты. Болты я вновь вместо фиксатора посадил на смазку. С одной стороны, это неправильно, с другой – никогда ещё у меня не отворачивался самопроизвольно ни один смазанный болт.
На этом и всё. Если у вас раньше был звон сзади, то теперь его не будет. Важно и то, что исправная крестовина способствует нормальной работе подшипников редуктора и раздаточной коробки, менять которые значительно сложнее.
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
Крестовина заднего кардана — одна из важных деталей, поэтому владельцы машин готовы отдать немаленькую сумму для ее регламентной замены при наличии вибрирования, биения и шума в её районе. Это приспособление восстановить нельзя, на место испорченной детали устанавливается новая крестовина. Цена её — невысокая, однако, при её замене необходимо полностью снимать кардан, а оплачивать придётся полный день на СТО. Нужно быть готовым к этому.
Структура и функции такого механизма, как крестовина заднего кардана
Коробка передач соединяется с задним или передним мостом с помощью кардана. Роль – передача мосту крутящего момента от мотора. Центром связывания механизмов является шарнир.
Его основной элемент – крестовина. Выглядит она в виде креста. На конце находятся чаши с игольчатыми подшипниками, которые отделяются от корпуса прорезиненным или пластиковым кольцом. Деталь индивидуальна для каждой машины.
Когда производится замена крестовины заднего карданного вала
Если слышится стук, шум или ощущается вибрация во время передвижения автомобиля или при переключении передач, то необходимо проверить крестовину кардана, возможно, требуется замена. Стоит отметить, что задняя крестовина портится быстрее. Она имеет большую нагрузку. Но такие признаки могут говорить не только о поломке этих деталей, поэтому, прежде чем производить замену, необходимо выполнить диагностику.
Диагностика
Машина ставится на яму либо подъёмник. Передача устанавливается в нейтральное положение. Под автомобилем происходит осмотр механизма. Внимательно нужно изучить сальники крестовин. Необходимо зафиксировать эту деталь и начать вращать кардан. При отсутствии зазора и наличии посторонних звуков во момент вращения заменяется только смазка. Возможно, саму крестовину менять не придётся. Этих деталей в механизме две. Проверять стоит каждую крестовину. Особое внимание уделяют задней детали, на неё попадает больше грязи и воды во время передвижения.
Что может быть неисправно:
- Люфт детали.
- Игольчатый подшипник износился.
- Сама деталь пришла в негодность.
- Протечка смазки.
- Повреждение уплотнительного кольца.
- Посторонние звуки во время движения.
Факторы поломок
Каждая деталь вала подвержена поломке и изнашиванию. И крестовина заднего карданного вала — не исключение. Рассмотрим основные причины поломки:
- Деталь полностью отработала себя — это естественный фактор.
- Пренебрежение плановым техническим осмотром. Поскольку детали механизма постоянно вращаются, то их необходимо смазывать, а при отсутствии планового ТО, смазочные материалы не наносятся. А это уменьшает время жизни крестовины.
- Экономия и ремонт своими руками. Данная деталь уникальна для каждого автомобиля. При необходимой замене владельцы думают, как сэкономить, и занимаются ремонтом сами, а также покупают детали дешевле. Всё это увеличивает просвет и изменяет угол передачи крутящего момента.
- Не стоит забывать и про качество дорог. Крестовина кардана всегда нагружена, подвесной подшипник снижает нагрузку, но плохая поверхность дорожного покрытия создаёт условия вибрации. Она ничем не компенсируется. Нагрузка на деталь увеличивается, вследствие чего происходит быстрый износ.
- Самое главное – качество детали. Крестовина может быть бракованной, из-за чего она также быстро изживёт себя.
Замена крестовины
Перед заменой снимается кардан. Но прежде чем разбирать, необходимо учесть ряд моментов:
- Для более лёгкого откручивания гаек их необходимо смазать ВД-40.
- Пометить зубилом фланца кардана и заднего моста для предотвращения вибрации.
- Для сохранения резьбы применяют изогнутый накидной ключ.
- При прокручивании болтов их фиксируют отвёрткой.
Начинается всё с отворачивания четырёх штифтов на механизме. Снимается крепление подвесного подшипника. Затем и кардан. Он достаётся из шлицевого соединения КПП. Этот фрагмент обматывают материей для предотвращения попадания песка.
Далее потребуются следующие инструменты: молоток, круглогубцы, широкая отвёртка и трубка соответствующего калибра. Механизм зажимается тисками. Крестовины снимаются специальными приспособлениями. После вынимаются стопорные кольца. Затем происходит выбивание чашки из проушин. Применяют молоток и проставку. Подготавливаем детали и устанавливаем крестовину.
Для этого применяются щётка с металлическим ворсинками и наждачная бумага. Поверхности внутри тоже стоит обработать и смазать, прежде чем проводить установку. Шилом или тонкой отвёрткой производится чистка колец. Крестовину отделяем от чашек и устанавливаем её между проушин. При снятии чаш стоит внимательно следить за иголками, чтобы те не рассыпались. После чего их возвращают на крестовину и топят до открытия стопорных канавок. Под конец заменяются кольца.
Установка кардана
Прежде чем проводить данную процедуру, необходимо знать следующее:
- Хорошо промазывать каждое соединение.
- Грязь не должна оказаться на движущихся деталях.
- Проверка сальников.
- Необходимо сделать так, чтобы наши метки совпали, иначе придется проводить балансировку.
Первым делом устанавливается шлицевая часть, после закрутки четырёх болтов — крепление подвесного подшипника. Болты должны быть туго затянуты.
В некоторых случаях ремонт не осуществляется. Достаточно будет произвести шприцевание. Для этого необходимы шприц больших размеров и смазка. Уделить внимание во время этого процесса стоит задней крестовине. Ведь она больше всех подвержена попаданию грязи. Некоторые крестовины имеют просветы для данной процедуры. Проводить нужно до того момента, пока смазка не начнёт вытекать.
Проверка работы
Произвести её можно по завершении установки механизма в машину. Проверяется тем же образом, что и при обнаружении люфта. Помимо этого, механизм исследуют на наличие подтёков масла и смазки. Внимательно осматривают и сальники. Помимо этого, проверяют и на дороге.
Обращают внимание на наличие или отсутствие посторонних звуков и ощущение вибрации. Стоит упомянуть, что проводить данные процедуры самостоятельно нельзя. Можно нарушить угол вращения, что приведёт к изнашиванию детали и её очередной замены. Лучше обратиться к квалифицированным специалистам, заплатить деньги и наслаждаться качественной работой мастеров.