Казалось бы, периодическая замена масла в коробке автомат гарантированно продлевает ее ресурс и несет исключительно благотворный эффект. Но даже эта операция имеет свои побочные действия.
Современная политика автопроизводителей гласит, что масло в автоматических коробках передач рассчитано на весь срок службы агрегатов. При этом в сносках к регламенту обслуживания упоминаются тяжелые условия эксплуатации, при которых масло все же надо периодически менять. К слову, Toyota предписывает интервал в 60 000 км. К тяжелым режимам эксплуатации относят, например, регулярные толкания в пробках. С каждым годом дорожные заторы становятся все длиннее, а автоматы тем временем принципиально иной конструкцией не обзавелись. А ведь еще не так давно производители предписывали обязательную замену масла на определенных пробегах.
Пусть и не афишируя свою позицию, сами автопроизводители рекомендуют периодическое обновление масла в автоматах для продления их ресурса. Того же мнения придерживаются и профильные фирмы по ремонту этих агрегатов. За многолетний период работы они накопили большой опыт в этом вопросе. И хорошо знают, в частности, на каких пробегах лучше менять масло, чью продукцию использовать и как не напороться на подводные камни.
Оригинальные масла и аналоги
Рынок предлагает массу аналогов оригинальных масел, и иногда от выбора просто глаза разбегаются. Главная особенность заменителей — удовлетворение неких общих спецификаций и требований, которые порой оказываются очень далеки от заводских. К примеру, даже не поддельное неоригинальное масло может быть подвержено тепловому расширению аж вдвое больше, чем родное. Однако превышение уровня масла в АКП «на горячую» не так страшно, как его снижение ниже допустимого минимума «на холодную», что неизбежно вызывает масляное голодание. При этом на сходе с производственной линии такое масло проходит внутренний контроль качества, и формально придраться не к чему. Просто производители используют дешевую основу и пакет присадок.
Рабочая жидкость для автоматической коробки передач
Выбирая масло-заменитель, лучше отдать предпочтение бренду с мировым именем и не вестись на слишком низкую цену. Переплата за заводской шильдик, конечно, неизбежна, но и качественный аналог не может стоить в разы дешевле оригинала. В основном ремонтные мастерские используют продукцию Mobil. По их опыту, эти масла наиболее предпочтительны по соотношению цена/качество.
Однако в ряде случаев следует использовать только оригинальные жидкости. Особенно это касается автоматов последних поколений, которые наиболее чувствительны к составу масла. Есть примеры, когда применение заменителей не лучшим образом сказывалось на качестве работы автоматической коробки передач, вызывая посторонние звуки при переключениях. Такое возможно, например, с 6-ступенчатыми автоматами от фирмы ZF (семейство 6HP).
Экспертиза масел
Несмотря на то что современные автоматы конструктивно не так уж сильно отличаются от предшественников, появились и нововведения, из-за которых требования к качеству масла стали жестче. Речь, к примеру, о механизме блокировки гидротрансформатора. У современных автоматов теперь множество переходных режимов, когда его фрикционы не зажаты полностью, а находятся в состоянии частичной пробуксовки. При этом масло должно создавать определенный тепловой баланс и условия смазки в парах трения. Нет никакой гарантии того, что неоригинальная жидкость сможет обеспечить необходимые условия. При разборе и дефектовке подобных автоматов (когда приходит время неизбежного ремонта), проработавших долгое время даже на качественных маслах-заменителях, сервисмены часто сталкиваются с повышенным износом фрикционов. Причем владелец во время поездок не чувствует некорректную работу механизма блокировки гидротрансформатора, но продукты износа его накладок со временем неминуемо приведут к повреждению других элементов трансмиссии.
блокировка гидротрасформатора АКП
Более возрастные автоматы, в частности, 4-ступенчатые, не столь прихотливы, поэтому для них можно смело использовать неоригинальные масла. В этом случае экономия более чем оправдана.
Способы замены
Свежее масло всегда обладает лучшими моющими свойствами, чем послужившее. В этом и кроется основная опасность при его замене. Элементы коробки подвержены неизбежному естественному износу даже при обычной эксплуатации (в большей степени это касается фрикционов), не говоря уже о тяжелых режимах движения. Продукты износа со временем оседают на стенках всей гидросистемы. Новое масло смывает эти частицы и может перенести их в гидроблок, засорив его соленоиды. Обычно это приводит к рывкам и задержкам при включении передач. Поэтому профессиональные фирмы, занимающиеся диагностикой и ремонтом АКП, всегда берут с клиентов расписку о том, что они предупреждены о возможном ухудшении качества работы автомата после замены масла.
Хотите масло в автомате
На 100% заменить?
Мы непременно вам расскажем,
Как лучше с этим поступить!
В коробке ATF меняют
Обычно через три Т.О.
Кто говорит на весь срок службы —
Поверьте, это всё фуфло.
Нам мануал рекомендует,
Через поддон его менять,
Но мы то знаем, что сольётся
Процентов 40…45.
Потом вы в старое говнище
Зальёте свежий ATF.
Да, сэкономите пять тысяч,
Но это не замена — блеф!
Ведь всем доподлинно известно,
Что полон грязи коробас.
Как с этим быть вам интересно?
Тогда дальнейший текст для вас!
Вам «Вита-Моторс» предлагает
На стенде масло заменить.
Через систему охлажденья
Всю грязь из агрегата слить.
Мы снимем трубки охлаждения,
Промоем радиатор вам
Там, как обычно, в мелких сотах,
Скопилась стружка, грязь и шлам.
Хотя бы раз рекомендуем
Промыть с присадкой автомат.
И он тогда начнёт работать,
Как много-много лет назад.
А дальше штатно — фильтр меняем,
Очистив тщательно поддон.
По щупу масло заливаем,
Всё проверяем, отдаём!
Теперь ты можешь спать спокойно.
Ведь с новым маслом агрегат,
Ещё лет 100 тебе прослужит
И будешь ты безмерно рад.
Цена вопроса по работе —
Считай, как полный бак залить.
Кто на машине экономит —
Тому всю жизнь пешком ходить!
P.S. Менять на стенде постоянно —
Не нужно, это несомненно.
А так, возьмите на заметку,
Что раз в сто тысяч непременно.
Тем же, кто масло не меняет…
Я не устану говорить,
Что в «Вита-Моторс» без проблемы
КОРОБКУ СМОГУТ ПОЧИНИТЬ!
На автомобиле с АКПП периодически необходимо производить смену масла.
Масло в АКПП выполняет несколько функций, каждая из которых предъявляет к его свойствам свои требования. Оно используется:
- для обеспечения смазки всех трущихся поверхностей;
- для отвода тепла от фрикционных элементов управления, зубчатых зацеплений и из гидротрансформатора;
- для удаления продуктов износа, образующихся в результате взаимодействия трущихся поверхностей;
- в гидротрансформаторе для передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач;
Как правило, стандартный способ смены масла в АКПП представляет собой частичную замену масла, его обновление. При таком способе замены масла слив старого масла происходит через сливную пробку в поддоне АКПП. На некоторых типах АКПП дополнительно производится снятие поддона автоматической коробки и замену внутреннего фильтра. При всем этом сливается только масло, которое может свободно вытечь, и заливается столько же, до уровня. При таком способе происходит замена 35-40 % от общего объема масла в АКПП, значительная часть старого мала остается в гидросистеме и в гидротрансформаторе автоматической коробки. При этом новое масло просто перемешивается со старым. А для полной замены масла такую процедуру частичной замены необходимо повторить несколько раз от 3 до 5 через каждые 150 -200 км пробега, но полностью его таким образом поменять всё равно не удастся. Также следует учитывать то, что при каждом сливании масла Вы выбрасываете свои деньги на ветер, поскольку в этом случае в автоматическую коробку передач Вы зальете 105-120% масла, а получите 73-78%, так как старая жидкость смешивается с новой.
В нашем ТехЦентре имеется самая современная установка для замены жидкости в автоматических коробках передач. Данная установка позволяет поменять 100% масла в автоматических коробках передач за один раз без его перерасхода.
Установка имеет два режима работы, помимо стандартного – полной cмены масла в АКПП замещением , так же имеется режим полной смены масла в АКПП с промывкой. Перед заменой жидкости в автоматической коробке передач данная установка для смены масла в АКПП понижает давление в системе и промывает автоматическую коробку и фильтр по замкнутому кругу. Данная операция помогает вывести загрязнения и продукты износа, промыть фильтр и увеличить срок службы автоматической коробки передач.
Имеющиеся манометр давления в системе позволяет диагностировать исправность работы коробки. Так же есть специальные резервуары которые используются для получения предпромывочного и послепромывочного образцов жидкости для их сравнения.
Пневматическая установка для смены жидкости в АКПП работает со всеми типами жидкостей АКПП и всеми типам автоматических коробок передач.
При замене масла в АКПП на установке требуется 8-12 литров трансмиссионного масла, в зависимости от модели автомобиля и варианта смены ( Полная замена масла в АКПП или полная замена масла в АКПП с промывкой системы)