Для любого автомобилиста очень важно вовремя провести замену машинного масла в двигателе. В вопросе замены смазки возникает один спорный нюанс. Речь идет о том, на что нужно ориентироваться при выборе времени замены смазки.
Показатели, существенно влияющие на необходимость замены масла
Согласно рекомендаций автопроизводителей нужно поменять после 10-14 тыс.км. пробега.
Но кроме этого фактора на замену ощутимо влияют следующие факторы:
- вид применяемого топлива;
- качества применяемого топлива;
- марка используемого до замены;
- техническое состояние автомобиля;
- условия, в которых проходит эксплуатация автомобиля (трасса или город);
- качество расходного материала.
Основные причины внеплановой замены моторного масла
- Изменение химического состояния моторного масла. В течении эксплуатации автомобиля происходит постоянное расщепление химических присадок. При этом образуются различные отложения в картере силового агрегата. Кроме этого в происходит изменение уровня кислотности, сопровождающееся окислительными процессами. Даже если автомобиль не эксплуатируется разложение основных составляющих идет непрерывно.
- Образование отложений в двигателе. При разрушении присадок происходит формирование вышеупомянутых отложений. Такой процесс приводит к снижению мощности двигателя, увеличению объемом токсических выхлопов и снижению ресурса силового агрегата.
- Износ двигателя. В таком агрегате смазка не может выполнять полностью свои функции и его расход превышает оптимальный уровень.
- Увеличение показателя вязкости. Этот процесс происходит из-за сильного окисления или нарушения полимеризации используемых присадок. В итоге имеет место нарушение циркуляции и возникновение трудностей с запуском двигателя при сильных морозах.
- Проворачивание шатунных вкладышей. Такая проблема возникает при засорении каналов сильно загустевшим маслом.
- Сильный износ турбокомпрессора. Возникает из-за запоздалой замены моторного масла и длительной работы двигателя на отработанном масле плохого качества. В такой ситуации происходит сильное воздействие на подшипники и вал, установленный на компрессоре.
Приведенные выше причины свидетельствуют о том, что для определения периода смены смазочного материала в двигателе надо учитывать не только пройденный километраж, но и состояние силового агрегата в целом.
Методики расчета моточасов для своевременной замены масла
Некоторые специалисты по автомеханике рекомендуют менять моторное масло, используя расчеты моточасов автомобиля. Существует много таких методик, но мы рассмотрим две наиболее перспективные и распространенные.
Для поведенного такого расчета нужно чтобы в автомобиле было ЭБУ способное определять расход топлива, а также скорость движения. В основу данных методик положен эмпирический метод расчетов.
Первая методика
Первая методика основана на расчетах скорости. Для начала расчетов нужно знать среднюю скорость силового агрегата за последние 2 тыс. км. пробега и знать через какой объем пробега автопроизводитель рекомендует менять смазку.
К примеру, если менять моторное масло рекомендуется через 14 тыс. км., а средняя скорость автомобиля составляет – 20 км/ч. Таким образом, проведя нехитрый расчет мы получим 14000 / 20 = 700 моточасов. Проведенные расчеты свидетельствуют, что замена должна проводиться через 700 моточасов.
Вторая методика
Основана на подсчете расходуемого топлива. Надо знать какой расход топлива у автомобиля на 100 км. согласно паспорта и фактический расход который берется из показаний ЭБУ. Имея вышеупомянутые данные, проводим следующий расчет. К примеру, согласно паспортных данных автомобиль дожжен тратить по паспорту 7 л. топлива на 100 км., а по факту – 10,1 л. на 100 км. Оптимальный пробег для замены берем — 15000 км. Далее по пропорции высчитываем, сколько нужно теоретически топлива для преодоления автомобилю расстояния в 15000 км.
15000 *7 литров / 100 км = 1050 литров.
Аналогично рассчитываем фактический расход топлива для преодоления 15 000 км.
15000 *10,1 литров / 100 км = 1515 литров.
Теперь рассчитываем показатель фактической замены :
1050 литров * 15000 км / 1515 литров = 10396 км.
Исходя из проведенных расчетов можно сказать, что замену масла необходимо произвести не через 15000 км., а через 10396 км.
Определение необходимости масла при помощи визуального осмотра
Можно применить визуальный метод для определения срока замены масла.
Для этого нужно использовать следующие признаки смазочного материала:
- загустение и его подгорание;
- излишняя разжиженность;
- излишне темный цвет;
- наличие мелких инородных образований.
Особенности замены масла в дизельных двигателях
Для расчета оптимального срока замены масла в дизелях можно применять две описанные выше методики.
Но, тем не менее, для такого типа двигателей нужно учитывать, что:
- Масло подвержено большему внешнему воздействию, чем у бензиновых двигателей. Поэтому менять его лучше на 2-3 тыс. км. раньше.
- В дизельном топливе имеется много серы, которая плохо влияет на работу двигателя. И поэтому его нужно чаще менять.
Подведение итогов
Всестороннее изучение вопроса, когда надо менять моторное масло в двигателе по пробегу или раз в год через какое время менять смазку в двигателе показало, что только двустороннее рассмотрение поставленного вопроса является неправильным и некорректным.
Менять масло, основываясь только на пробеге или регулярно раз в год не совсем верно. Чтобы вовремя поменять масло в двигателе нужно учитывать целый комплекс определенных показателей: расход топлива по факту, износ двигателя, качество топлива, тип двигателя. Только используя оценку основных этих показателей, поможет автомобилисту определить точное время замены смазочного материала.
Когда менять масло в моторе, написано в каждом мануале, это один из ключевых пунктов планового ТО автомобиля. Но любой придирчивый водитель понимает, что привязка срока замены к пробегу выглядит сомнительно …
Чтобы знать, как и когда правильно менять моторное масло, надо знать о его … старение.
Если не говорить о моторах, которые заводят пять раз в год, то суть старения масла такова: чем дольше он находится в работающем двигателе, тем быстрее оно "изнашивается". На свойства масла влияет время его пребывания в нагретом до предельных температур состоянии, контакт с картерными газами, наличие влаги-конденсата в моторе.
Все эти факторы — величины переменные, они зависят от тех или иных обстоятельств и о них мы сейчас поговорим.
Замена масла "по старости"
То, что замена масла в двигателе "по одометру" — критерий не самый правильный, косвенно признают и сами автопроизводители, когда рекомендуют сокращать межсервисный пробег при особо тяжелых условиях эксплуатации. К тому же в сервисных книжках по срокам замены масла часто еще одно примечание: "не реже одного раза в год".
Многим покажется странным, но в особо тяжелых условиях инженеры-мотористы относят преимущественно городской режим эксплуатации: длительное движение с низкой скоростью (до 25 — 30 км / ч) и частые короткие поездки (5 — 8 км). Конечно, езда с прицепом, движение по горам, грязных путях и пыльных дорогах в этом списке "напрягов" тоже присутствуют — как и длительные трипы по автомагистралям при скоростях превышающих 130 — 150 км / ч.
В чем суть ускоренного износа масла? Начнем по порядку. Короткие поездки, особенно зимой, плохи тем, что двигатель не успевает прогреться и конденсат, образовавшийся при работе «на холодную», не испаряется из масла. А значит, вода будет нарушать масляную пленку в парах трения, а еще — участвовать в образовании кислоты, которая старит масло (снижая его щелочное число) и способствует износу деталей двигателя.
Длительная работа на холостом ходу (в пробках), как и движение на малой скорости препятствует полноценному охлаждению масла, а повышенная температура — один из факторов ухудшения его свойств. Движение по горам, тяжелых дорогах, езда с прицепом повышают нагрузку на детали цилиндро-поршневой группы. А значит будет выше температура масла на поршневых кольцах (до 200 градусов С и выше), а также более газов прорвется в картер из цилиндра и более образуется в картере кислот (серной, сернистой, азотной). Которые, как сказано выше, старят и масло, и непосредственно двигатель.
При высоких нагрузках на двигатель масло страдает из-за перегрева в зоне поршневых колец и прорыв через них газов из цилиндра
Правильный интервал замены масла
Как мы могли убедиться, замена масла "согласно пробега" — не совсем правильный подход. Поскольку в различных условиях за один и тот же километраж двигатель может проработать разное количество часов и минут. Но и замена по времени работы (согласно моточасов) — тоже не идеальный вариант, ведь нагрузка на двигатель за один и тот же период времени может быть различным. Поэтому автопроизводители и выбрали самый простой для потребителя подход — "по одометру". Но с соответствующими оговорками.
Ведь в жизни часто имеют место быть условия эксплуатации, когда маслу, как выслугу лет на войне, нужно зачислять каждый километр за два. Оказывается, эти километры "нестандартной" сложности встречаются в жизни на каждом шагу. Но большинство современных масел имеет тщательно рассчитан запас ресурса присадок, которые успешно защищают среднестатистический мотор среднестатистического автомобилиста весь период от замены до замены. Если же вам кажется, что вы нагружаете ваш мотор выше среднего, то примите к сведению следующую информацию.
Мощные многолитровые двигатели обычно бережно относятся к маслу, поскольку часто работают "вполсилы".
В заводской документации некоторых автопроизводителей встречается цифра: если какие-либо из вышеупомянутых отягчающих условий эксплуатации составляют более 30% от годового пробега вашей машины, масло нужно менять вдвое чаще. Возможно, здесь присутствует немалая доля перестрахования. И еще одна рекомендация: прежде всего учитывайте предписания заводской инструкции, и в рамках указанных там параметров масел выбирайте по возможности максимально лучший сорт.
Многими принято считать, что ревизия автомобиля производится исключительно во время ТО. С этим не поспорить, но как быть в период послегарантийного обслуживания. Когда осуществлять такую важную процедуру, как замена смазки в моторе? На этот счет в среде автолюбителей можно услышать различные ответы. От привычных сезонных в виде «заменю с приходом лета или зимы», до классических «дождусь необходимого показания одометра».
Официальный ответ: через сколько километров надо менять масло в двигателе автомобиля
Заводская рекомендация
В классическом варианте книга по эксплуатации предписывает, через какой пробег менять масло в двигателе автомашины. Обычно эта цифра варьируется в пределе 13 000-15 000 км. Стоит отметить, что величина выбрана для идеальных условий воздействия нагрузок:
- Чистый мотор.
- Средние обороты.
- Работа без перегрева.
Такой режим достигается при средней скорости движения не менее 50 км/ч, что обеспечивается при езде по загородным дорогам на длинные расстояния.
Стоит ли отступать от требований производителя
В большинстве случаев – да. Вот список тяжелых условий работы для моторной смазки, которые требуют проведения регламентной работы чаще:
- Езда по горным дорогам.
- Передвижение в запыленной местности.
- Частая буксировка прицепа.
- Повышенная влажность окружающего воздуха.
- Сильные морозы и постоянные перепады температуры.
По этим причинам подготовка автомобиля к дальней поездке предусматривает комплектовку принадлежностей канистрой с маслосоставом.
Реальные цифры или через какой пробег машины менять масло в двигателе на самом деле
В последнее время все чаще ведутся разговоры о вреде такого режима, как перемещение в пробках. При такой эксплуатации эмульсия, находящаяся в картере, быстро портится. Происходит это в результате контакта состава с несгоревшим топливом и картерными газами.
Добавим сюда отсутствие должного охлаждения емкости и получим оптимальные условия для окисления смазки. Явление нежелательное, прямым образом вызывающее процесс ее старения. Кроме того, на низких оборотах ухудшается условия смазывания ЦПГ. А это значит, что все продукты износа вскоре окажутся в картерной области.
Общие рекомендации специалистов
В течение всего срока использования автомасло переживает несколько состояний. Их удобно сконфигурировать в три группы. На этом основании удобно отметить, через сколько надо менять масло в двигателе для сохранения его заводского ресурса при смешанной эксплуатации город/трасса:
- Чистое (до 7 500 км) – обеспечивает сохранение идеального состояния мотора.
- Рабочее (8-15 тыс. км) – загрязненная жидкость, закономерно постаревшая и потерявшая ряд своих свойств (нежелательный статус – негативным образом влияет на силовую установку).
- Аварийное (свыше 15 тыс. км) – гарантированное засорение маслосистемы, экстренный режим трения и, как следствие, чрезвычайный износ компонентов.
«Пробочные» авто
Для каждой машины срок смены смазывающего состава подбирается индивидуально. Это абсолютно логично и напрямую зависит от условий, в которых используется автомобиль. Например, с машиной выходного дня все ясно. Она юзается в основном на длинные расстояния. Работа двигателя близка к оптимальной – вопросов нет. Меняйте в соответствии с сервисной книгой и проблем не будет.
Важно! Даже если машина просто стояла год с новой эмульсией или проездила, скажем, пару тысяч километров за 12 месяцев – смазку безоговорочно менять. Масло – это химия, а химические соединения от застоя деградируют.
Гораздо сложнее выглядит ситуация с машиной городского служащего. Транспортное средство проезжает не более 20-30 км за день. Средняя скорость – 20 км/ч. Главная особенность – силовая установка работает бесперебойно несколько часов, образуется черный нагар на свечах зажигания и в камере сгорания. Согласитесь, за 3-4 часа по автобану можно проехать значительно больше, нежели по пробкам.
Понятие о моторесурсе
Все разговоры, переведенные в плоскость километража, приблизительные. Наиболее точный ответ в этом деле дают моточасы. Ориентируясь на общее время работы дизельного или бензинового двигателя, с моментом проведения регламентной работы по «движку» прогадать не получится.
Определить красную границу просто: достаточно прикинуть, за сколько времени машина преодолеет официальные 15 000 км при средней скорости в 50 км/ч. Ответ получается моментально – 300 часов. Эту цифру и принимаем как точку смены. При этом не забываем про пробег – 15 000 км превышать категорически не рекомендуется.
Технически решить задачу измерения часов функционирования силового агрегата несложно. Достаточно приобрести счетчик моточасов: либо электронный, либо электромеханический. Он врезается в любую рабочую цепь, которая активируется от замка зажигания. Остается закрепить прибор в удобном месте и монтаж окончен. Отключать аккумулятор бояться не стоит – память у гаджета энергонезависимая.
Теоретический вариант
Альтернативу одометру и моточасам составляет количество сожженного топлива. Считаем, сколько литров уйдет на 15 000 км при индивидуальном среднем расходе, который показывает БК. Так, ответ к вопросу, через сколько литров спаленной горючки надо менять масло в двигателе малолитражки, таков – каждые 1 000 л. Однако придется поусердствовать, чтобы все топливные чеки были собраны и обработаны.
Короткие советы
Смазку в моторе следует менять исходя из условий эксплуатации автомобиля:
- 5-7 тыс. км: 95% времени – передвижение по пробкам в тесном мегаполисе со средней скоростью не более 20-30 км/ч.
- 13-15 тыс. км: 70-80% времени – езда по шоссе.
- Каждый год вне зависимости от пробега: масло начинает стареть после открытия пробки.
Самый точный метод определения времени проведения регламентных работ – фиксация моточасов с помощью счетчика. Красная граница – 300 единиц. Альтернативная технология – подсчет количества сожженных литров топлива.