Помпа (водяной насос) является основным компонентом системы охлаждения любого ДВС (двигателя внутреннего сгорания) с водяным охлаждением, то есть там, где все время циркулирует какая-то жидкость, будь то антифриз, тосол или даже вода. Помпа выглядит как насос с крыльчаткой (лопастями), за счет которых создается движение жидкости по системе.
Иногда случается так, что насос по какой-то причине перестает нормально функционировать, в результате чего двигатель начинает греться и легко может заклинить, а это уже крупные расходы на ремонт, фактически — капремонт. Чтобы всего этого избежать, необходимо делать замену детали на новую раз в несколько тысяч км, как предписывает регламент, либо ездить до появления характерных признаков скорой поломки насоса.
Причины и признаки поломки
Причин, по которым ломаются помпы на УАЗ Патриот может быть несколько. Основная из них — износ подшипника ступицы шкива, из-за попадания в него (подшипник) ОЖ через негерметичный уплотнитель (сальник), например. Но, могут быть и другие причины:
- Нарушение целостности сальника. Может случиться, если использовать «промывки» системы охлаждения непонятного производства.
- Повреждение, коррозия крыльчатки (лопостей) помпы, в основном — из-за некачественного тосолаантифриза.
- Самое «безобидная» неисправность — течь охлаждающей жидкости через уплотнительную прокладку между насосом и блоком двигателя, тут можно просто поменять прокладку, а еще лучше использовать герметик.
Как правило, помпа начинает сигнализировать о том, что с ней что-то «не так» еще задолго до того, как полностью сломается и перестанет выполнять свою прямую функцию, а именно — охлаждать двигатель. Какие это признаки:
- Самый простой способ проверить насос — посмотреть на него. Если сальник уже вовсю пропускает жидкость, то вы увидите потеки вокруг помпы. Следы некоторых современных антифризов хорошо видны в ультрафиолетовом свете.
- Если визуально никаких признаков поломки нет, запустите двигатель и прислушайтесь, если издается непонятный свист, скрежет — возможны проблемы с подшипником или крыльчаткой. «Убитый» подшипник также выдает люфт ступицы шкива.
- Двигатель постоянно греется, даже в прохладную погоду? Это прямой сигнал к тому, чтобы в первую очередь проверить работу помпы. Может быть такое, что с виду целая помпа, не издающая никаких звуков, уже не качает жидкость, например потому, что лопасти «съело» контрафактным тосолом или их попросту обломало (часть из них).
Проверить работу помпы легко, просто открутите пробку расширительного бочка и загляните туда. Нажмите на газ, попросив помощника, либо используя тросик газа — если в расширительном бочке появляется бурление (видно движение) охлаждающей жидкости, значит насос работает. Должно быть видно, как с верхних шлангов (обратка) струей поступает жидкость в бачок.
Ремонт или замена
Помпа для УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ 409 обычно меняется целиком на новую, хотя при желании можно попытаться ее отремонтировать самому. Существуют ремкомплекты ВН для многих двигателей УАЗ, в том числе и для 409 двигателя. В состав ремкомплекта входят новые:
- подшипник
- сальник
- крыльчатка
Но, для начала вам придется снять старую помпу с двигателя.
Снятие водяного насоса также производится в случае, когда необходим доступ к другим частям двигателя, например при замене ГРМ. В таком случае все равно рекомендуется осмотреть насос для выявления дефектов, так как процедура замены насоса достаточно трудоемкая.
Перед тем, как снять насос с автомобиля, нужно подготовить сам автомобиль и необходимый инструмент, вам понадобятся:
- рожковый ключ на 12 (либо головка на 12);
- шестигранник на 6;
- накидной ключ на 7 для откручивания хомутов;
- отвертка с плоским лезвием;
- монтажная лопатка.
Демонтаж насоса (гидроусилитель снят)
Далее, последовательность замены такая:
- Автомобиль УАЗ Патриот необходимо поставить на ручник, либо подложить упоры под колеса. Затем сливается охлаждающая жидкость.
- Снимается с кронштейна насос гидроусилителя рулевого управления.
- Осуществляется демонтаж вязкостной муфты привода вентилятора.
- Необходимо демонтировать ремень привода генератора и помпы.
- Извлеките шкив и отражатель шкива, зафиксировав шкив отверткой и выверните 3 винта, которыми он крепится.
- Необходимо открутить 3 болта крепления кронштейна насоса ГУР (гидроусилителя) и извлечь кронштейн.
- Ослабьте хомуты, при помощи которых крепятся подводящие патрубки к помпе.
- Открутите 2 болта спереди помпы и один сзади, после чего извлеките насос из автомобиля.
Независимо от того, снимали ли вы помпу, чтобы просто проверить ее состояние, или для доступа к другим узлам двигателя — после снятия необходимо в любом случае заменить прокладку на новую, во избежание течи ОЖ. Также, обязательно очистите поверхность прилегания, с которой соприкасается прокладка от всякого рода отложений. Рекомендуется на прокладку нанести тонкий слой герметика.
Некоторые умельцы ставят дополнительную помпу, это нужно в том случае, если планируется установка второй печки в салон внедорожника.
Монтаж новой помпы осуществляется в порядке, обратном снятию.
Всем привет!) Сегодня расскажу о замене помпы на Патрике с 409 мотором. Вообще сам искал кто расскажет и подскажет, но, что-то ничего кроме типа того : все просто бери снимай-меняй. Все понял иду снимаю-меняю. Вообщем купил помпу. Пригнал авто на завод.
Вам понадобятся ключи :
"17" — им будете откручивать 2 болта крепления гидроусилителя. Болты не очень удобные они изнутри.
"12" — им будете откручивать шкив от помпы и крепление площадки гидроусилителя
"7" -ключик накидной, для откручивания хомутов
"6" — шестигранник- им откручивать винты крепящие помпу.
Прокладка под термостат новая
Отвертка крест и плоская.Также герметик, у меня был обычный. Нужен для промазки прокладки помпы и термостата.
Способ без снятия радиатора и вентилятора!
Да и еще один нюан, сделайте себе приступочку, я конечно понимаю все выскокие мужики, но после того как постоите в наклон 20-30 мин, взвоете)))))
И так все всем обзавелись, разложили инструменты) откручиваем гидрач- 2 болта на 17. Отодвигаем в сторону.
Далее, ослабляем хомуты термостата на помпу. Откручиваем винты "6"-гранником 2-шт держащие термостат. Снимаем его, что бы не мешал.
Берем "12"й и откручиваем винты крепления площадки гидроусилителя спереди и позади. 2 шт, небольшой длинны.
Далее откручиваем кастрюлю на помпе, 3 винта "12". Снимаем, откидываем ремень. "12" м откручиваем верхний винт крепления площадки.
Теперь переходим к "сладкому"))) шестигранник наше все) откручиваем нижний винт крепления площадки.
И снимаем площадку.
Далее, откручиваем верхний и нижний винт крепления помпы, к ним говенно подлезть, т.к. мы не снимали крыльчатку! И радиатор! Снимаем помпу! Поздравляю Вы молодец!)) Примерное время на снятие 30-50 мин, в зависимости от вашей сноровки, и если никто не будет дергать)))
Дальше все просто, зачищаем от старой прокладки помпы и термостата, намазюкиваем герметик на помпу, на блок, прокладку лучше приклеить сразу к блоку, не убежит при установке новой помпы.
Собственно все))) Сборку проводить в обратной последовательности))
Всем удачи и Добра))
Основным узлом каждого автомобиля является двигатель. Чтобы двигатель исправно функционировал, в конструкции имеется система охлаждения, которая позволяет поддерживать температуру мотора и не превышать нормированного значения. Отсутствие системы охлаждения приводит к немедленному выходу из строя двигателя автомобиля. Важную функцию в охлаждении двигателя внедорожника УАЗ Патриот играет водяной насос или помпа. Именно о данном изделии и поведает сегодняшняя статья.
Назначение
Помпа обеспечивает непрерывную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе автомобиля УАЗ Патриот. Помпа представляет собой насос с лопастями, при вращении которых обеспечивается непрерывное движение охлаждающей жидкости.
Если насос по какой-либо причине перестает функционировать, то температура в двигателе мгновенно поднимается, что приводит к закипанию силового агрегата. Каковы причины неисправности помпы двигателя ЗМЗ-409 на УАЗ Патриоте существуют, рассмотрим подробнее.
Неисправности
Основной причиной неисправности насоса является протечка в системе охлаждения. Это может повредиться уплотнитель, посредством чего происходит проникновение ОЖ к подшипнику помпы и выводит его из строя. Чтобы не допустить такой причины поломки, нужно периодически осуществлять проверочные мероприятия герметичности шлангов.
Старый и новый насос
Кроме того, возможны и следующие виды неисправностей помпы:
- Возникновение течи через прокладку.
- Нарушена целостность сальника.
- Износ подшипников.
- Коррозия крыльчатки (из-за некачественного тосола).
Выявить такого рода неисправности можно следующими способами:
- Наличие посторонних шумов, издающихся из подкапотного пространства. Свидетельствует о неисправности подшипников.
- Повышенная вибрация помпы.
- Изменение цвета антифриза.
Любую неисправность правильнее устранять на раннем признаке, нежели после менять целый узел или систему охлаждения.
Разъело лопасти некачественной охлаждающей жидкостью
Замена
Замена помпы ЗМЗ-409 двигатель Евро-3 может потребоваться в двух случаях: когда необходимо произвести ремонт этого устройства или же его замену; при необходимости доступа к узлам двигателя ЗМЗ-409 внедорожника УАЗ Патриот.
Перед тем как приступить к замене, убедитесь в наличие следующего инструмента:
- ключ на 12;
- шестигранник на 6;
- отвертки;
- монтажная лопатка.
Замена водяного насоса ЗМЗ-409 двигатель Евро-3 осуществляется таким образом:
-
Автомобиль УАЗ Патриот устанавливается на ручной тормоз и сливается охлаждающая жидкость из системы.
После снятия насоса ГУРа
Далее приступаем к проведению ремонтных работ. Если требуется замена изделия, то перед установкой новой помпы необходимо очистить уплотнительные места и обязательно установить новые прокладки.
Кроме того, во избежание течи жидкости, необходимо на прокладки нанести слой герметика. Монтаж новой помпы осуществляется в порядке обратном снятию. На этом замена ВН ЗМЗ-409 двигатель Евро-3 внедорожника УАЗ Патриот закончена.
К сведению! Если планируется установка второй печки в салон внедорожника УАЗ Патриот Евро-3, то дополнительная помпа только позволит обеспечивать непрерывную циркуляцию ОЖ для отопителя.
Подводя итог, необходимо заметить, что помпа является обязательным устройством, которое должно быть в исправном состоянии. Поэтому периодически следует контролировать ее состояние. Удачных ремонтных работ!