Операция выполняется на холодном двигателе, когда в системе охлаждения нет давления.
Степень сложности: 2.
Время выполнения: 0,5 часа.
Снятие:
1. Надежно устанавливаем автомобиль на ровной площадке (см. "Стандартные операции").
2. Отсоединяем провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи (см. "Стандартные операции").
3. Частично сливаем охлаждающую жидкость, до тех пор, пока она не уйдет из расширительного бачка (см. "Замена охлаждающей жидкости").
4. Раздвижными пассатижами сжимаем замки хомутов крепления и снимаем 2 верхних шланга с верхних патрубков расширительного бачка.
5. Снимаем шланг с нижнего патрубка расширительного бачка.
6. Торцовой головкой на 10 с удлинителем откручиваем 2 гайки крепления бачка.
7. Снимаем бачок.
Установку снятых при разборке деталей производим в обратной последовательности.
Устройство расширительного бачка нексии и предназначение клапана крышки расширительного бачка.
Расширительный бачок системы охлаждения – это своего рода буфферная емкость. Всем известно, что при нагреве объем, занимаемый охлаждающей жидкостью (ОЖ), увеличивается, и уровень ОЖ в бачке поднимается. При охлаждении уровень ОЖ снижается. Почему же необходимо держать строгий уровень жидкости в расширительном бачке? Низкий уровень охлаждающей жидкости (ниже MIN) чреват его полным изчезновением из бачка, и как следствие, подсосом воздуха в систему. При высоком уровне (выше MAX) в бачке содержится очень мало воздушной подушки, т.е. смысл буферной емкости полностью пропадает, т.к. жидкость в отличии от воздуха не подвержена сжатию и не может сглаживать колебания давления в системе
Расширительный бачок снабжается крышкой с предохранительным клапаном. При превышении давления в системе охлаждения двигателя через этот клапан сбрасывается излишнее давление. Этот клапан крышки расширительного бачка предотвращает повреждение элементов системы охлаждения (радиатор двигателя и радиатор печки, патрубки и т.п.) в случае закипания ОЖ
Довольно часто встречаются случаи, когда пропускает клапан крышки расширительного бачка, при этом раздается слабое шипение от крышки. Если это происходит редко, например, в жару в пробках, то ничего сугубо страшного в этом нет. Во всех остальных случаях рекомендуем заменить крышку расширительного бачка.
Почему, спросите вы? Система охлаждения замкнута и находится под давлением. При атмосферном давлении температура кипения воды составляет 100 градусов Цельсия, при давлении 1,5 кгс/см 2 вода начинает кипеть при температуре 110 градусов Цельсия, что особенно важно в летний период эксплуатации автомобиля. К тому же пропускающий клапан позволяет выкипать из ОЖ водной составляющей, что соответственно меняет свойства ОЖ в худшую сторону. Поэтому клапан должен держать определенное давление системы и не должен пропускать.
Указанный клапан является предохранительным, а не регулирующим. Для регулирования давления (точнее температуры, но она напрямую связана с давлением) в системе охлаждения используется вентилятор радиатора двигателя – при более сильном охлаждении двигателя давление в системе понижается.
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения двигателя, термостата, соединительных шлангов и радиатора с электрическим вентилятором. К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя. Заправляется система охлаждающей жидкостью через горловину расширительного бачка.
Расширительный бачок служит для поддержания постоянного уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения. При нагревании жидкость в системе охлаждения расширяется, и часть ее вытесняется в расширительный бачок. По мере остывания двигателя жидкость из бачка перетекает в систему охлаждения. В расширительный бачок также вытесняется воздух при заправке системы жидкостью. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости. На стенку расширительного бачка нанесены метки МАХ и MIN, между которыми должен находиться уровень жидкости на холодном двигателе. К верхним патрубкам бачка подсоединены пароотводящий шланг, соединяющий бачок с радиатором, и шланг отвода жидкости из блока подогрева дроссельного узла. Нижний патрубок бачка соединяется наливным шлангом с подводящей трубой насоса.
Система охлаждения двигателя F16D3:
1 — пароотводящий шланг; 2 — отводящий шланг радиатора; 3 — электровентилятор; 4 — радиатор системы охлаждения; 5 — подводящий шланг радиатора; 6 — крышка термостата; 7 — подводящий шланг радиатора отопителя; 8 — отводящий шланг радиатора отопителя; 9 — шланг отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла; 10 — наливной шланг; 11 — расширительный бачок; 12 — подводящая труба насоса системы охлаждения
Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в крышке расширительного бачка.
Выпускной клапан поддерживает повышенное, по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости и уменьшаются паровые потери. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе на остывающем двигателе. При этом уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке снижается.
Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает насос охлаждающей жидкости. Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа, приводится зубчатым ремнем привода ГРМ. Состоит из корпуса с крыльчаткой и зубчатого шкива. На двигателе F16D3 жидкость поступает к насосу через подводящую трубу, расположенную на задней стенке блока цилиндров под впускным трубопроводом. Из насоса жидкость под давлением подается в рубашку охлаждения двигателя, а оттуда к патрубку головки блока цилиндров, на котором установлен термостат.
Термостат способствует ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор.
Узлы системы охлаждения двигателя A15SMS (вид двигателя сзади):
1 — подводящая труба насоса системы охлаждения; 2 — патрубок наливного шланга расширительного бачка; 3 — патрубок отводящего шланга радиатора отопителя; 4 — патрубок подводящего шланга радиатора отопителя; 5 — перепускной шланг; 6 — патрубок шланга отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла; 7 — шланг подвода жидкости к блоку подогрева дроссельного узла; 8 — тройник
На непрогретом двигателе клапан термостата закрыт и перекрывает выпускной патрубок крышки корпуса термостата, ведущий к радиатору системы охлаждения. При этом вся жидкость циркулирует по рубашке охлаждения двигателя. Часть жидкости из рубашки охлаждения по шлангу, подсоединенному к патрубку головки блока, поступает в радиатор отопителя, а затем возвращается к насосу. В блок подогрева дроссельного узла жидкость поступает через шланг, подсоединенный к штуцеру корпуса термостата, а оттуда — в расширительный бачок и затем возвращается к насосу. В этом случае жидкость циркулирует по малому кругу. На двигателе A15SMS жидкость поступает к насосу через подводящую трубу, расположенную на задней стенке блока цилиндров под впускным трубопроводом. Из насоса жидкость под давлением подается в рубашку охлаждения двигателя, а оттуда — к выпускному патрубку головки блока цилиндров, под которым находится термостат. На непрогретом двигателе клапан термостата закрыт и перекрывает выпускной патрубок, ведущий к радиатору системы охлаждения. При этом вся жидкость из головки блока цилиндров через перепускной шланг (надетый на патрубок впускного трубопровода) попадает в тройник и из него — в радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла, минуя радиатор системы охлаждения, а затем возвращается к насосу — малый круг циркуляции. По мере прогрева двигателя (F16D3 или A15SMS), при температуре жидкости (87±2)°С клапан термостата начинает перемещаться, открывая выпускной патрубок головки блока цилиндров и пропуская поток жидкости в радиатор системы охлаждения. При температуре 102 °С клапан термостата полностью открывается и жидкость поступает в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружающему воздуху. Движение жидкости через рубашку охлаждения двигателя и радиатор системы охлаждения образует большой круг циркуляции. Через блок подогрева дроссельного узла и радиатор отопителя жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапана термостата. Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками с охлаждающими пластинами, расположенными в один ряд. Жидкость поступает в радиатор через патрубок правого бачка, а отводится через патрубок левого бачка. Для слива охлаждающей жидкости предназначено сливное отверстие, закрытое пробкой. Электровентилятор системы охлаждения включается по сигналу электронного блока управления (ЭБУ) двигателем через реле.
При температуре охлаждающей жидкости выше 90 °С или при включении кондиционера (независимо от температуры охлаждающей жидкости) ЭБУ через реле низкой скорости включает вентилятор на низкую скорость вращения. В цепи включения низкой скорости вентилятора после реле введен дополнительный резистор, установленный в блоке резисторов. При температуре охлаждающей жидкости выше 105 °С или достижении определенного давления хладагента на выходе из компрессора кондиционера, а также в зависимости от скорости движения автомобиля ЭБУ через реле высокой скорости включает вентилятор на высокую скорость вращения.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.