Nissan Tiida. Причины потери вязкости масла в двигателе
– рост температуры масла
– повышенный расход топлива
Даже если вы используйте самое современное моторное масло, его свойства в процессе эксплуатации автомобиля меняются.
Как известно, все масла содержат функциональные добавки, призванные улучшать и поддерживать определённые свойства (в России их принято называть присадками). При работе в двигателе эти добавки разрушаются под действием термических и механических нагрузок. Изменения претерпевают и сами молекулы масла. Когда все эти изменения доходят до определенного предела, необходимо производить замену моторного масла.
Одной из ключевых характеристик, позволяющей установить срок смены масла, является изменение вязкости, от которой в огромной степени зависит способность масла осуществлять свои функции. Изменение вязкости всего на 5% уже воспринимается специалистами как сигнал, а изменение на 10% – как критический уровень.
Важно понимать, что изменение вязкости не происходит скачкообразно. Это постепенный процесс, протекающий в течение всего срока эксплуатации автомобиля между сменами масла. Основные причины, приводящие к изменению вязкости, представлены в таблице.
Распространенные причины изменения вязкости моторных масел
Снижение вязкости | Повышение вязкости | |
Изменения на молекулярном уровне | – Термическое разрушение молекул масла – Разрушение модификаторов вязкости (полимеров) входящих в состав моторных масел |
– Термическая полимеризация масла и добавок – Окисление масла – Потери при испарении масла – Образование шлама |
Изменения, связанные с загрязнением | – Разбавление топливом – Попадание хладагента системы кондиционирования – Разбавление растворителями |
– Попадание воды – Аэрация (смешение с воздухом) – Попадание антифриза |
Изменения, связанные с загрязнением масла, нужно устранять либо путем диагностики и ремонта на станциях технического обслуживания, либо изменением стиля езды.
Наиболее интересны изменения, происходящие на молекулярном уровне. Интересны тем, что их полностью не избежать, поскольку они носят фундаментальный, естественный характер. Но эти изменения можно сдерживать.
Причины, приводящие к повышению вязкости, будут рассмотрены в отдельной статье, посвященной противоизносным свойствам масел. Здесь же остановимся на обратном процессе. Приведем наиболее вероятные следствия снижения вязкости моторного масла:
Снижение толщины пленки масла на поверхностях трущихся деталей и, как следствие, избыточный износ, повышенная чувствительность к механическим примесям, разрыв масляной пленки при высоких нагрузках и при запусках двигателя.
Повышение силы трения в элементах двигателя, работающих в смешанном и граничном режимах трения (поршневые кольца, газораспределительный механизм) приведет к избыточному потреблению топлива и выделению тепла.
Известно, что стандартом SAE J300 одобрено четыре метода определения вязкости моторного масла. Поскольку следствия снижения вязкости в основном проявляются в работающем двигателе, наиболее подходящим методом будет определение вязкости HTHS.
Этот параметр, который расшифровывается как высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига (High-Temperature High-Shear rate viscosity) обычно определяют в условиях, максимально приближенных к условиям работы масла в паре трения поршневое кольцо – стенка цилиндра. К слову сказать, аналогичные условия существуют и на поверхности кулачков распределительного вала, и в подшипниках коленчатого вала при высоких нагрузках на двигатель. Температура при определении вязкости HTHS составляет + 150 °С, а скорость сдвига – 1.6*10 6 1/с.
Вязкость HTHS наиболее тесно связана как с защитными свойствами масла, так и расходом топлива работающего двигателя.
Некоторые моторные масла могут быть подвержены явлению, известному как «термический крекинг». Термический крекинг в каком-то смысле является противоположностью полимеризации, несмотря на то, что оба эффекта становятся результатом длительного воздействия высокой температуры на моторное масло. Если в процессе полимеризации происходит склеивание друг с другом многих подобных органических компонентов, в результате которого в моторном масле возникает новый компонент с более высокой вязкостью и, соответственно, более высокой по температуре точкой кипения, то сутью термического крекинга моторного масла в двигателе автомобиля является процесс разрушения некоторых компонентов моторного масла на более мелкие части. Образующиеся части имеют более низкую вязкость и, что гораздо более важно, более низкую точку кипения. А в результате — более низкую точку воспламенения и более высокая испаряемость (прямо влияет на расход масла). Точка воспламенения моторного масла — минимальная температура, при которой воздушно-масляная смесь паров моторного масла будет поддерживать горение, при наличии внешнего источника огня.
УВЕЛИЧИВАЮЩАЯСЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ К ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ СИЛАМ СДВИГА
В процессе производства моторного масла индекс вязкости масла увеличивается путем добавления в базовое масло различных компонентов, являющихся длинными органическими полимерами, которые с ростом температуры раскручиваются в длинные цепочки. Отрицательный фактор заключается в том, что такие полимеры с ростом температуры частично теряют устойчивость к силам сдвига. На практике происходит следующее: компоненты масла, подвергающиеся значительным сдвигающим силам, встречающимся в автоматических трансмиссиях, а также в высокооборотистых двигателях большого объема, начинают разрушаться и, как результат, вязкость масла начинает понижаться. Масла, которые имеют высокий индекс вязкости благодаря базовому маслу изначально более высокой вязкости (является следствием свойств базового масла, получаемым им в процессе очистки (гидрокрекинг) или благодаря их синтетической базе (синтетические мала), подвержены данному явлению в гораздо меньшей степени.
Вязкость масла также снижается из-за загрязнений. В большинство случаев загрязнение масла становится следствием попаданием топлива в моторное масло. Главным негативным эффектом от попадания топлива в моторное масло является уменьшение вязкости масла, а в результате — потеря несущей способности масла. Масляная пленка, образующаяся на внутренних поверхностях двигателя, становится слишком тонкой, для того чтобы предотвратить соприкасание движущихся металлических деталей, а в результате — повышенный нагрев и заклинивание. В результате исследований установлена следующая закономерность: попадание и растворение в моторном масле 8,5% топлива снижает вязкость моторного масла вязкости SAE 15W-40 на 30% при 40° C и на 20% при 100° C.
Другим, менее значимым, но отнюдь не менее важным обстоятельством является то, что при расчете коэффициента разбавления присадок попадающим в моторное масло топливом, необходимо в качестве расчетной величины брать необщий объем моторного масла, а объем присадок, составляющий от 1 до 5% т общего объема масла. Если в моторном масле растворено 10% топлива, то вы имеете снижение концентрации пакета присадок на 5000%, что становится достаточно серьёзной проблемой, когда объемы попадающего в моторное масло топлива значительны.
ДОБАВЛЕНИЕ МАСЕЛ ИНОЙ ВЯЗКОСТИ
Вязкость масла может быть понижена с помощью добавления менее вязкого масла, произведенного по той же технологии (гидрокрекинг, синтетика и т. д. Добавление масла, произведенного иным способом, неизбежно приводит к выпадению осадка и существенной потере эксплуатационных свойств масла, вплоть до его полного загустения до литолообразного состояния). Добавление 20% масла SAE 10W-ХХ в масло SAE 50 снизит вязкость моторного масла на 30%.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПОНИЖЕНИЯ ВЯЗКОСТИ
В чем проявляются последствия понижения вязкости? Потеря несущей способности масла приводит к быстрому повышенному износу пар трения, потерям энергии, значительному росту сил трения скольжения и трения качения. Возрастание механического трения повышает количество выделяемого от трения тепла и ускоряет протекание процессов окисления. Маловязкие моторные и трансмиссионные масла более чувствительны к загрязняющим частицам и веществам, т. к. смазывающая плёнка, образуемая маловязкими маслами слишком тонка. Наконец, гидродинамическая плёнка, образуемая моторным маслом, зависит от скорости, вязкости моторного или трансмиссионного масла и нагрузки в точке трения. Из этого следует, что при низкой вязкости масла, высокая нагрузка в сочетании с низкой скоростью трущихся деталей относительно друг друга может привести к разрыву масляной пленки и последующему сухому трению
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ ВЯЗКОСТИ МАСЛА
Простая замена масла, вязкость которого стала слишком большой или слишком низкой, не приведет к исчезновению проблемы. Необходимо найти и устранить причину неисправности или некорректного функционирований той или иной системы двигателя, приводящих к изменению вязкости масла.
В случае, если вязкость масла значительно увеличилась, проверьте:
-Нахождение параметров в зоне рабочих температур;
-эффективность сгорания топливовоздушной смеси (косвенно отражается в потере приемистости, падении мощности, плавности набора оборотов и т. п.);
-присутствие воды или гликоля (определяется с помощью лабораторных анализов отработанного моторного масла);
-наличие воздуха в масле (как следствие кавитации);
-правильность процедуры заливки масла.
В случае, если вязкость масла значительно уменьшилась, проверьте:
-исправность системы питания;
-наличие значительных сил сдвига;
-наличие высокой температуры, запускающей термический крекинг масла;
-загрязнение масла растворителем или растворенным газом;
-правильность процедуры заливки масла.
Большое количество неисправностей двигателя и трансмиссии обуславливаются изменением вязкости моторного и трансмиссионного масла. Обеспечение вязкости масла в пределах значений, заданных конструктивом двигателя — гарантия бесперебойной, надежной и эффективной работы двигателя и трансмиссии, низкой стоимости обеспечения работы оборудования, сокращения расходов на запасные части, простоев вашего транспортного средства, залог эффективного управления автомобилем к удовольствию водителя и его пассажиров!
Количество сальников в автомобиле Ниссан Тиида настолько велико, что подсчитать, сколько всего этих деталей в нем содержится, не предоставляется возможным. Тем более, что многие из них и сальниками-то не называются: например, маслосъемные колпачки, которые находятся в головке блока цилиндров, или уплотнительные кольца поршней. А ведь назначение и тех, и других заключается в придании узлам, в которых те находятся, герметичности и недопущения утечки масла.
Почему важна регулярная замена коренного сальника Ниссан Тиида в автосервисе
Защита мотора от утечки масла. Именно в этом и состоит назначение так называемого корневого сальника, отвечающего за герметичность рабочего контура, по которому в двигателе циркулирует масло. Название этой детали не в полной мере отражает ее суть, так как никакого корня у автомобильного двигателя нет и быть не может. Специалисты называют эту деталь сальником коленчатого вала. И, как и все детали этого типа, эта является одноразовой и относится к категории расходных материалов. Регулярная замена коренного сальника Ниссан Тиида является важнейшим мероприятием технического обслуживания автомобиля. Но, к сожалению, многие автовладельцы вспоминают о ней, лишь когда обнаруживается утечка масла.
Дело в том, что коленчатый вал, будучи, помимо всего прочего, соединительным элементом двигателя и трансмиссии, выступает из первого, поэтому-то износ или разрыв его уплотнительной прокладки и влечет за собой столь серьезные последствия. Так, например, масло, вытекающее сквозь прочие прокладки, не покидает пределов силового агрегата, в то время как каждая капля, просочившаяся сквозь коренной сальник, моментально оказывается на земле. Да и площадь соприкосновения этой прокладки с маслом выше, чем у прочих аналогичных деталей.
Причиной же преждевременного износа этой детали может стать одно из трех обстоятельств:
- Несвоевременная замена моторного масла;
- Плохая работа масляного фильтра;
- Регулярный перегрев мотора, чем бы это ни было вызвано.
Замена прокладки коленвала (коренного сальника) на Ниссан Тиида: нюансы и особенности процедуры на СТО
Процедура эта весьма сложная и основных причин тому две:
- Во-первых, снять старую и установить на ее место новую деталь невозможно без полного слива моторного масла. Так что эту операцию производят одновременно с плановой заменой последнего. В том случае, разумеется, если и установка нового корневого сальника также осуществляется в плановом порядке;
- Во-вторых, доступ к этой детали непрост – в процессе ее замены мастеру предстоит разобрать добрую часть двигателя Тииды, прежде чем демонтировать отслуживший свое сальник. Находится эта деталь на блоке цилиндров двигателя в том месте, где из него выступает коленчатый вал. Соответственно, замена этой детали автоматически влечет за собой замену прокладки ГБЦ, которая обновляется всякий раз при съемке головки.
Справедливости ради, заметим, что на двигателях продольного расположения (в основном они стоят на заднее и нередко на полноприводных автомобилях) доступ к рассматриваемой нами детали не столь сложен, что, впрочем, не отменяет серьезности подхода к ее замене.
Советы мастеров автосервиса по выбору коренного сальника или, по-другому, прокладки коленвала на Ниссан Тиида
Оригинальные прокладки коленвала резиновые. Этот материал обладает высокой степенью эластичности, что позволяет изделиям из него прекрасно справляться со своими обязанностями. Такие прокладки и служили бы весьма долго, если б не работали в химически агрессивной среде, каковой по определению является машинное масло. Хоть его производители и стремятся при помощи разнообразных присадок сделать так, чтобы оно не воздействовало на резиновые детали двигателя, добиться желаемого результата в полной мере им пока не удается.
В этом отношении предпочтительнее полиуретановые или фторопластовые прокладки. Срок их службы значительно больший, нежели у резиновых, хоть первые и не обладают эластичностью последних. Зато фторопласт имеет свойство набухать при попадании в его структуру масла и тем самым сальники из этого материала в процессе работы увеличивают свою герметичность.
Но прокладку коленвала разрушает не только масло. В отличие от большинства аналогичных деталей, эта прокладка с предохраняемой ею деталью имеет подвижное соединение – вал же ведь вращается, причем, со скоростью в несколько тысяч оборотов в минуту. Так что на деталь, о которой мы говорим, разрушительное воздействие оказывают еще и силы трения.
Замена заднего сальника коленвала Ниссан Тиида делается через снятие и установку коробки передач. На некоторых моделях, для замены заднего сальника коленвала на Nissan Tiida, помимо коробки, придется еще снимать подрамник. Учитывая то, что коробка будет сниматься, кроме заднего сальника коленвала, скорее всего понадобиться трансмиссионное масло на доливку.
Замена переднего сальника коленвала Ниссан Тиида чуть более простая, чем замена заднего. В зависимости от модификации и объема двигателя, замена переднего сальника коленвала Ниссан Тиида делается либо через снятие ГРМ, или с частичной разборкой передней части автомобиля. Если замена переднего сальника коленвала делается через снятие / установку ГРМ, то можно сделать замену ГРМ и сальников распредвала. Стоимость работы при этом не измениться.
Стоимость замены сальника коленвала на Ниссан Тиида:
Вид работы | Стоимость |
---|---|
Замена заднего сальника коленвала Ниссан Тиида, (МКПП) | от 4 500 руб. |
Замена заднего сальника коленвала Ниссан Тиида, (АКПП) | от 7 000 руб. |
Замена переднего сальника коленвала Ниссан Тиида | от 2 500 руб. |
Когда делать замену сальника коленвала Ниссан Тиида:
– когда из под сальника коленвала идет течь;
– повышенный расход моторного масла – передний сальник;
– уходит трансмиссионное масло – задний сальник коленвала.
Гарантия на замену сальника коленвалаНиссан Тиида – 180 дней
Диагностика сальника коленвала на Ниссан Тиида при ремонте у нас – бесплатно!
Если машина не на ходу, мы можем выслать эвакуатор.