LADA VESTA. ПОВОРОТНЫЙ КУЛАК В СБОРЕ СО СТУПИЦЕЙ – СНЯТИЕ И УСТАНОВКА, РАЗБОРКА И СБОРКА
Снятие
Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом и выключить зажигание (подъемник электрогидравлический типа П-3,2Г грузоподъемностью 3,2 т).
Ослабить болты крепления переднего колеса (головка сменная 17, удлинитель и вороток).
Снять колпак и отвернуть гайку крепления ступицы (головка сменная 30, вороток).
Поднять автомобиль на высоту, удобную для выполнения работ.
Отвернуть болты крепления и снять колесо (головка сменная 17, удлинитель и вороток).
Осторожно, чтобы не повредить пылезащитный колпачок, утопить поршень в цилиндр тормоза и развести колодки. При утапливании поршня следить за уровнем тормозной жидкости, при необходимости излишки удалить (отвертка плоская, насос кистевой, емкость технологическая).
Рисунок 5-1 – Снятие переднего тормоза:
1 – кулак поворотный;
2 – болт крепления переднего тормоза;
3 – тормоз передний
Отвернуть два болта крепления переднего тормоза к поворотному кулаку, снять и подвесить передний тормоз к пружине подвески (головка сменная 18, удлинитель, вороток, крючок технологический).
Внимание. Для предотвращения повреждений тормозного шланга не допускается подвергать его нагрузкам растяжения, скручивания, а так же не допускается соприкосновение шланга с острыми кромками деталей подвески автомобиля.
Рисунок 5-2 – Снятие диска переднего тормоза:
1 – диск переднего тормоза;
2 – болт крепления тормозного диска
Отвернуть два болта 2, рисунок 5-2, крепления и снят диск 1 переднего тормоза (ключ угловой Torx T40).
Рисунок 5-3 – Снятие кожуха защитного:
1 – болт крепления кожуха защитного;
2 – кожух защитный
Отвернуть три болта 1, рисунок 5-3, крепления и снять кожух 2 защитный (ключ угловой Torx T30).
Рисунок 5-4 – Отсоединение датчика скорости переднего колеса и рулевой тяги от поворотного кулака:
1 – датчик скорости переднего колеса;
2 – болт крепления датчика скорости;
3 – кулак поворотный;
4 – гайка крепления шарового пальца наконечника рулевой тяги;
5 – наконечник рулевой тяги наружный
Отвернуть болт 2, рисунок 5-4, крепления и извлечь датчик 1 скорости переднего колеса из поворотного кулака 3 (ключ угловой Torx T30).
Извлечь жгут 2, рисунок 3-2, проводов датчика скорости из кронштейна 3 на стойке передней подвески.
Отвернуть гайку 4, рисунок 5-4, крепления шарового пальца рулевой тяги 5 к поворотному кулаку 3, удерживая при необходимости шаровой палец от проворачивания, и отсоединить тягу от поворотного кулака (ключ шестигранный угловой 5, ключ кольцевой 16, съемник наконечников рулевых тяг).
Отвернуть гайку 4, рисунок 4-3, при необходимости удерживая палец шаровой опоры от проворачивания, и извлечь палец шаровой опоры из поворотного кулака (ключ кольцевой 18, ключ угловой Torx T40, съемник шаровых пальцев).
Отвернуть две гайки 4, рисунок 3-2, болтов 6 крепления поворотного кулака к стойке передней подвески и извлечь болты. Извлечь из ступицы вал привода переднего колеса и снять поворотный кулак со ступицей в сборе. При снятии кулака зафиксировать привод колеса в подвешенном состоянии (ключ кольцевой 18, головка сменная 18, вороток, молоток, прошивка, крючок технологический).
Замена подшипник ступицы переднего колеса
Рисунок 5-5 – Кулак поворотный со ступицей в сборе:
1 – ступица переднего колеса;
2 – кольцо стопорное;
3 – подшипник ступицы;
4 – кулак поворотный
Установить поворотный кулак 1, рисунок 5-6, на стол пресса, используя технологические подставки под поверхности кулака, установить на ступицу 4 оправку 2 и выпрессовать ступицу из подшипника (пресс гидравлический типа КС-124 (Кочубеевский завод "Автоспец-оборудование"), оправка с маркировкой "1" из комплекта оправок 67.7853-9727).
Рисунок 5-6 – Выпрессовка ступицы переднего колеса из поворотного кулака:
1 – кулак поворотный;
2 – оправка 67.7853-9727-1;
3 – кольцо стопорное;
Р – направление выпрессовки ступицы
Рисунок 5-7 – Спрессовка внутреннего кольца подшипника ступицы переднего колеса:
2 – внутреннее кольцо подшипника;
3 – упор 67.7853-9727-4;
4 – съемник двухрычажный или трехрычажный
Установить ступицу 1, рис.5-7, в тиски, установить на ступицу упор 3 и спрессовать съёмником 4, оставшуюся на ступице наружную половину 2 внутреннего кольца подшипника (тиски с алюминиевыми накладками, съёмник двухрычажный или трехрычажный, упор с маркировкой "4" из комплекта оправок 67.7853-9727).
Рисунок 5-8 – Выпрессовка подшипника ступицы переднего колеса из поворотного кулака:
1 – оправка 67.7853-9727-2;
2 – подшипника;
3 – кулак поворотный;
4 – упор 67.7853-9727-5
Снять стопорные кольца 3, рисунок 5-6 (съемник внутренних стопорных колец).
Установить поворотный кулак 3, рисунок 5-8, на стол пресса на упор 4, установить на подшипник 2 оправку 1 и выпрессовать подшипник из поворотного кулака (пресс гидравлический типа КС-124 (Кочубеевский завод "Автоспецоборудование"), оправки с маркировкой "2" и "5" из комплекта 67.7853-9727).
Очистить, промыть и продуть сжатым воздухом поворотный кулак и ступицу. Очистить канавки под стопорные кольца (установка моечная типа "Тайфун", пистолет типа C-417 ГАРО для обдува сжатым воздухом, крючок технологический).
Рисунок 5-9 – Запрессовка подшипника ступицы переднего колеса в поворотный кулак:
1 – оправка 67.7853-9727-2;
3 – кольцо стопорное;
4 – кулак поворотный;
5 – упор 67.7853-9727-5
Установить наружное стопорное кольцо 3, рисунок 5-9, в канавку поворотного кулака 4 и запрессовать новый подшипник 2 до упора в стопорное кольцо. Усилие запрессовки прикладывать на наружное кольцо подшипника (пресс гидравлический типа КС-124 (Кочубеевский завод "Автоспецоборудование"), оправки с маркировкой "2" и "5" из комплекта 67.78539727).
Зафиксировать подшипник в поворотном кулаке вторым стопорным кольцом (съемник внутренних стопорных колец).
Напрессовать поворотный кулак 1, рисунок 5-10, с подшипником в сборе на ступицу 3 до упора. Усилие запрессовки прикладывать на внутреннее кольцо подшипника через оправку
5 (пресс гидравлический типа КС-124 (Кочубеевский завод "Автоспецоборудование"), оправки с маркировкой "3" и "6" из комплекта 67.7853-9727).
Рисунок 5-10 – Запрессовка ступицы переднего колеса:
Этот сборочный узел представляет собой ключевой элемент ходовой части автомобиля, от которого зависит качество его эксплуатации и безопасность всех участников движения. Износ шарикоподшипника грозит потерей контроля над управляемостью транспортного средства, поэтому его смена также важна, как и замена шаровой опоры на Renault Logan любого года выпуска. Контроль и своевременный ремонт должны быть регулярными и тщательными.
Особенности ступичного подшипника Renault Logan
Чтобы проверка или замена подшипника передней ступицы Рено Логан была выполнена грамотно, следует знать конструктивные особенности этого узла. Элемент качения установлен между осью поворотного кулака и ступицей, а фиксация осуществляется гайкой и упорной шайбой. Наличие гайки позволяет проводить регулировку узла, в отдельных случаях ее затягивание избавляет на некоторое время от люфта.
Спецификация изделий
Основная особенность передних подшипников для Logan заключается в том, что они бывают двух типов:
- Для автомобилей с ABS.
- Для автомобилей без ABS.
Размеры обоих типов одинаковы — 37×72×37 мм. Визуально отличить детали просто — деталь для машины, оборудованной антиблокировочной системой, имеет магнитное кольцо, которое расположено в торце на месте резинового сальника. В другом варианте магнитная полоса отсутствует. Согласно документации производителя:
- на моделях без АБС спереди устанавливается оригинальный узел качения под индексом 6001547696, в качестве аналога возможна установка SNR-R155.62;
- на машинах с АБС, выпущенных до марта 2007 года, установлена оригинальная деталь с индексом 6001547686, аналог — SNR-R155.80;
- на автомобилях с ABS, выпущенных после марта 2007 года, установлен оригинальный узел с индексом 6001550915, аналог — SNR-R155.75
Важно! При выполнении замены подшипника передней ступицы на автомобиле Рено Логан с антиблокировочной системой необходимо использовать деталь с магнитным кольцом. В противном случае датчик АБС будет не в состоянии выполнять возложенные на него задачи.
Цена безопасности
Неплохо зарекомендовали себя изделия под маркой FAG, стоимость которых находится в диапазоне от 2 600 до 5 000 рублей. В бюджетный ценовой сегмент от 1700 до 2 600 входит продукция неплохих брендов SNR, NTN и Swag. Противоречивое мнение у автолюбителей сложилось об аналогах под маркой Febest и ASVA, здесь как повезет — можно купить запчасть как приличного качества, так и откровенный брак.
Как не пропустить момент смены ступичного подшипника на Logan
Данные элементы передней подвески на всем протяжении эксплуатационного периода подвергаются предельным нагрузкам. И дело здесь не только в плохом дорожном покрытии; температурные перепады, химические реагенты и влага — также являются причиной сокращения срока службы детали.
Определенная часть автомобилистов, которая причисляет себя к бывалым, предпочитает производить смену узла качения через 60-80 тыс. км пробега. Такое решение они объясняют важной ролью шарикоподшипников в процессе управления автомобилем, ведь любая незначительная поломка конструкции может привести к аварии.
Само собой, что выводы о замене неисправного подшипника передней ступицы на Рено Логан опытные автолюбители принимают после определенных диагностических операций:
- Приподнять по очереди передние колеса при помощи домкрата.
- Вращая колесо, определить наличие постороннего шума, если он присутствует, то это может свидетельствовать о поломке узла качения.
- Взять колесо в руки и пошатать его в горизонтальном, а затем и в вертикальном направлении. Наличие существенного люфта указывает на неисправность шарикоподшипника.
В движении важно обращать внимание на появление гула при поворотах, его наличие указывает на начальную стадию разрушения детали. В случае, когда шум в области ступичного узла качения присутствует даже при движении по прямому участку дороги, стоит не затягивать и срочно озаботиться его заменой.
Как организовать замену подшипника передней ступицы на автомобиле Рено Логан и видео технологических процессов
Ремонтный процесс для авто, оборудованного АБС, аналогичен операциям с машиной без системы. Отличие состоит только в отсутствии установочного кольца для датчика, которое на авто с ABS размещено в гнезде поворотного кулака. Технология замены узлов качения для левого и правого колеса идентична. Ремонт удобнее всего выполнять на демонтированном кулаке.
Необходимый инструмент
- Домкрат и зубило.
- Тиски и молоток.
- Ключ Torx T40 и Torx T30«.
- Оправка на 49 мм.
- Щипцы для снятия стопорных колец.
- Набор ключей и головок «на16», «на 30», «на 13», «на 17» и «на 18».
- Смазка Литол-24 или Циатим.
Алгоритм проведения работ
Перед тем, как приступить к замене неисправного подшипника передней ступицы Рено Логан, автомобиль нужно зафиксировать ручным тормозом и стопорными упорами. Дальнейшая процедура не настолько проста, как смена рулевых наконечников , но и не Боги горшки ожигают. Технология ремонта на машине с АБС заключается в выполнении следующих переходов:
- Отвернуть контргайку в центре колеса при помощи головки «на 30», а также ослабить болты крепления колесного диска.
- Вывесить переднюю часть авто домкратом (оба колеса должны находиться в воздухе, иначе стабилизатор поперечной устойчивости будет поджимать компоненты подвески вверх, мешая демонтажу).
- Вывернуть болты крепления колеса и снять его с машины.
- Демонтировать датчик скорости вращения колеса, нажав на фиксатор и отсоединив колодку.
- Используя ключи «на 13» и «на 18», снять направляющую тормозных колодок с суппортом и привязать его к пружине передней подвески.
- При помощи ключа Torx T40 в ступице открутить 2 винта, крепящие тормозной диск, и снять его (ручник следует отпустить).
- Ключом Torx T30 отвернуть три винта, крепящих щит к поворотному кулаку и демонтировать щит.
- Удерживая палец ключом Torx T30, открутить гайку фиксации шарнира наконечника к рычагу кулака ключом «на 16». Вывести палец шарового шарнира из рычага при помощи съемника или молотка.
- Головкой и рожковым ключом «на 16» открутить гайку болта, соединяющего поворотный кулак и шаровую опору. Вынуть болт, и вывести палец шаровой из поворотного кулака.
- Головкой «на 18» и рожковым ключом «на 16» отвернуть гайки болтов верхнего крепления передней стойки к кулаку и вывести его из кронштейна.
- Снять поворотный кулак со ступицей.
Следующий этап замены неисправного подшипника передней ступицы на Рено Логан происходит в гараже при условии наличия тисков:
- Зафиксировать кулак в тисках и выпрессовать ступицу путем нанесения ударов молотком по ее торцу через оправку или головку соответствующего размера. Внутреннее кольцо узла качения при этом остается на ступице.
- Шлицевой отверткой поддеть защитную шайбу, закрывающую сальник шарикоподшипника, и снять ее.
- Вставить фланец ступицы в тиски и зажать деталь. Вставить зубило между торцами кольца и ступицей.
- Нанося удары молотком по зубилу, сдвинуть внутреннее кольцо шарикоподшипника по ступице.
- Вставить съемник в образовавшийся зазор и окончательно снять внутреннее кольцо.
- Снять стопорное кольцо узла качения при помощи щипцов.
- Чашечным съемником или при помощи оправки подходящего размера и молотка выпрессовать подшипник из кулака.
- Очистить и обработать надфилем посадочное место, после чего установить в поворотный кулак установочное кольцо датчика, лапками внутрь кулака. Кольцо нужно сориентировать таким образом, чтобы держатель датчика (поз. 1) стал в пазе кулака (поз. 2).
- Нанести внутрь отверстия смазку и установить опорную шайбу с винтом чашечного съемника.
- Вставить шарикоподшипник в отверстие кулака и установить на его торец чашку съемника.
- Запрессовать новую деталь качения, при этом шайба съемника должна опираться на кулак.
- Установить стопорное кольцо и запрессовать ступицу в шарикоподшипник, при этом чашка съемника опирается на торец его внутреннего кольца.
- Дальнейший процесс сборки и установки ступичного узла выполняется в обратной последовательности.
Короткие рекомендации
Выбирая новую деталь для замены подшипника передней ступицы на автомобиль Рено Логан, внимательно изучайте состояние упаковки и наличие консервационной смазки. Важно, чтобы деталь при вращении не заедала. На корпусе должны отсутствовать следы коррозии, эти же рекомендации подходят при смене опорного шарикоподшипника Logan. Приобретать запчасти лучше в сертифицированных магазинах, причем, цена ниже 1 500 рублей должна настораживать.
Во время ремонта стоит проверить состояние всех элементов передней подвески. Накидные головки могут быть использованы в качестве оправок. Если есть сомнения в своих способностях, то этап запрессовки шарикоподшипника лучше доверить мастерам. После ремонта нужно отрегулировать в сервисном центре развал-схождение.
Изучение посвященных эксплуатации продукции АВТОВАЗа интернет-форумов показало, что у счастливых обладателей LADA Granta накопилась масса претензий технического характера. Прежде всего, речь идет о надежности и качестве узлов и агрегатов машины. Мы решили особо не мудрить, а просто привести лишь самые характерные цитаты реальных владельцев LADA Granta.
— 38 000 км и 2,5 года владения: заменил дневные ходовые огни, глючила кнопка стеклоподъемника — снимал и протирал контакты. На 33 500 км защелкали опорные подшипники передних стоек. Зимой на 30 000 км закапал топливный шланг в быстросъемном соединении.
Датчик установлен на дроссельном узле и соединен с осью дроссельной заслонки.
Вам потребуется отвертка.
Замена датчика положения дроссельной заслонки1. Отсоедините от датчика колодку жгута проводов.
Устанавливаем автомобиль на подъемник и выключаем зажигание.
Снимаем заднее колесо.
Снимаем колпак 2, рисунок 1, ступицы заднего колеса.
Проверка осевого зазора подшипника ступицы
Осевой зазор в подшипнике ступицы заднего колеса не должен превышать допустимого значения 0,03 мм. Если осевой зазор превышает допустимое значение подшипник необходимо заменить.
Устанавливаем на тормозной барабан индикатор, упираем ножку индикатора в торец оси ступицы и проверяем осевой зазор подшипника ступицы заднего колеса, прикладывая знакопеременную нагрузку к барабану вдоль оси ступицы.
Если осевой зазор в подшипнике превышает допустимое значение 0,03 мм подшипник необходимо заменить.
Головкой на 30 отворачиваем гайку 2, рисунок 2, крепления ступицы и снимаем тормозной барабан 1.
Трехрычажным съемником спрессовываем с тормозного барабана 2, рисунок 3, магнитное кольцо 1.
Снимаем стопорное кольцо 4.
Устанавливаем тормозной барабан 2, рисунок 4, на стол пресса, устанавливаем на подшипник оправку 1 и выпрессовываем подшипник 3 ступицы заднего колеса из тормозного барабана.
Установка
Очистить, промыть и продуть сжатым воздухом поворотный кулак и ступицу. Очистить канавки под стопорные кольца.
Установить тормозной барабан 3, рисунок 5, на стол пресса на технологическую подставку под поверхность, указанную на рисунке.
Установить в тормозной барабан подшипник 2 ступицы, установить на подшипник оправку 1 и запрессовать подшипник до упора.
Усилие запрессовки прикладывать на наружное кольцо подшипника.
Зафиксировать подшипник в тормозном барабане стопорным кольцом 4, рисунок 3.
Установить тормозной барабан 3, рисунок 6, на стол пресса с упором на поверхность указанную на рисунке.
Установить на тормозной барабан магнитное кольцо 2, установить на кольцо оправку 1 и напрессовать магнитное кольцо до упора.
Гайки крепления ступиц подлежат замене, повторное использование гаек не допускается.
Установить тормозной барабан на ось ступицы заднего колеса и завернуть новую гайку крепления. Момент затяжки гайки 158 – 192 Нм (15,8 – 19,2 кгс.м).
Запрессовать в тормозной барабан колпак 2, рисунок 1, ступицы заднего колеса.
Проверить работу и при необходимости отрегулировать привод стояночного тормоза.
Установить заднее колесо.
Нажать на педаль тормоза 2 – 3 раза, проверить и при необходимости довести до нормы уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов.
Проверить эффективность рабочей тормозной системы.