Для многих автолюбителей вопрос о том, когда лучше менять свечи зажигания — в рекомендованный производителем машины или самих свечей срок или судя по их фактическому состоянию, является таким же камнем преткновения, как и то, стоит ли ездить на 92-м или 95-м бензине. Одни владельцы авто строго придерживаются регламентных сроков, считая, что производителю автомобиля виднее, когда этот расходный элемент лучше заменить. Другие полагают, что раз свечи в нормальном состоянии, двигатель заводится с «полпинка» даже в лютый мороз, то и менять их нужно не ранее 60-90 тысяч километров пробега. Давайте разберемся, что может случиться с автомобилем, если не менять свечи зажигания в указанные производителем регламентные сроки.
Зачем мотору свечи
Для начала вспомним, какую функцию выполняют свечи зажигания в двигателе. Эти устройства нужны, чтобы образовавшейся в процессе включения зажигания искрой воспламенить топливно-воздушную смесь в камере сгорания (цилиндре) мотора. Поджог этой смеси производится при помощи электрического разряда в несколько тысяч или десятков тысяч вольт, который возникает между электродами свечи.
Стандартная свеча зажигания состоит из нескольких компонентов:
— контактного вывода (предназначен для подключения свечи к высоковольтным проводам системы зажигания или напрямую к катушке зажигания);
— изолятора (предохраняет свечу от перегревов, часть изолятора, непосредственно прилегающая к центральному электроду, наиболее сильно влияет на качество работы свечи зажигания);
— ребер изолятора (предотвращают электрический пробой по его поверхности);
— центрального и бокового электрода (между ними как раз и возникает искра, воспламеняющая топливно-воздушную смесь в цилиндре);
— уплотнителя (служит для предотвращения проникновения горячих газов из камеры сгорания).
Важной характеристикой любой свечи зажигания является величина зазора между центральным и боковым (боковыми) электродами. Именно от нее зависит, насколько эффективно будет происходить поджог смеси в цилиндре. Чем больше величина зазора, тем более мощной будет искра и масштабнее — зона воспламенения. Соответственно, эффективнее будет сгорать топливо, а, значит, стабильным будет его расход, плавным — работа двигателя. С другой стороны, когда зазор между электродами свечи меньше, то искра появляется раньше и пробой происходит при меньшем напряжении. Но вместе с тем энергия искры меньше, что хуже для поджога смеси, а в конечном итоге при уменьшенном зазоре снижаются мощностные и экономичные характеристики двигателя.
Также немаловажной характеристикой свечей является их калильное число — это информация о предельно допустимой температурной нагрузке свечи зажигания. Отечественные свечи зажигания выпускаются с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. Зарубежные производители единой шкалы калильных чисел не придерживаются. В зависимости от величины калильного числа свечи разделяются на «холодные», «горячие», средние и унифицированные. Если поставить слишком «холодные» свечи (с большим калильным числом), затрудняется процесс их самоочищения, и мотор будет работать с перебоями. При слишком «горячих» возможно так называемое калильное зажигание, по своим симптомам и разрушительным последствиям напоминающее детонацию двигателя.
Какие бывают свечи
В обиходе, свечи зажигания называют классическими, платиновыми и иридиевыми.
Такие названия они получили из-за материалов, которые применяются для изготовления электродов. В классических свечах электроды — медные, в платиновых изготовлены из платины, а иридиевые — из специального иридиевого сплава. В некоторых классических свечах медные электроды для надежности покрыты сплавом иттрия, который позволяет увеличить устойчивость электродов свечей. Платиновые свечи хороши тем, что платина обладает высокой коррозионной устойчивостью и стойкостью к высоким температурам (практически не выгорают), что позволяет добиться достаточно продолжительного срока эксплуатации. У иридиевых свечей — схожие с платиновыми характеристики. Но самыми долговечными свечами являются те, в которых электроды изготовлены из сплава платины и иридия.
Срок службы свечей зависит от многих факторов. Производители определяют период эксплуатации этих элементов в зависимости от материалов, из которых изготовлены электроды, приблизительных условий эксплуатации (климатические условия, качество топлива и прочие). Так, для классических свечей средний срок службы составляет не более 50 тысяч километров пробега. Для платиновых и иридиевых — не более 90 тысяч километров пробега. Естественно, эти цифры могут корректироваться в зависимости, например, от того, какого качества бензин заливается в автомобиль, и в каком состоянии находится сам двигатель. Поэтому многие производители автомобилей рекомендуют заменять классические свечи при прохождении каждого второго планового ТО (например, через 30, а затем 60 тысяч километров). При использовании платиновых или иридиевых свечей срок эксплуатации может быть увеличен в полтора — два раза.
Что будет, если вовремя не сменить свечи
Допустим, по какой-то причине положенный по регламенту срок замены свечей зажигания истек, и владелец автомобиля не удосужился установить новые элементы. Возможно, сразу это и не приведет к каким-то трагическим для двигателя автомобиля последствиям. Но в один отнюдь не прекрасный день машина попросту не заведется. Поэтому советуем обратить пристальное внимание на признаки, свидетельствующие о скором выходе свечей зажигания из строя.
К признакам неисправности свечей зажигания относятся:
— «троение» двигателя (его подергивает при езде и на холостых оборотах)
— затрудненный запуск мотора (стартер срабатывает, но зажигание не происходит)
— увеличение расхода топлива
— увеличение выброса СО
— ухудшение динамики двигателя (мотор не развивает максимальных оборотов и соответственно, падает его мощность)
Если проигнорировать перечисленные выше признаки, возможен выход из строя двигателя.
Одним из печальных последствий неисправности свечей зажигания может быть детонация в камере сгорания двигателя. В результате детонации определенного объема смеси возникает ударная волна, которая в зависимости от объема смеси, может иметь такую интенсивность, что своей энергией заставит сдетонировать весь оставшийся в цилиндре заряд. При отражении ударных волн от стенки камеры сгорания возникает звонкий металлический звук. При сильной детонации стуки становятся громче, мощность двигателя падает, в отработавших газах появляется черный дым. Также во время сильной детонации мотор испытывает большие тепловые и механические нагрузки на некоторые детали. Могут обгореть кромки поршней и прокладки головки блока цилиндров, электроды свечей. Ударные волны разрушают масляную пленку в верхней части цилиндра, вызывая, тем самым, его повышенный износ.
— В двигатель автомобиля нужно устанавливать свечи, рекомендованные производителем, обращая внимание на их калильное число и прочие характеристики
— Несмотря на стабильную работу системы зажигания, состояние свечей необходимо проверять при каждом плановом техобслуживании
— Длительная эксплуатация (пробег 50 тысяч километров и более) возможна при установке свечей с платиновыми или иридиевыми электродами
— Для продления срока службы свечей необходимо по возможности заливать только проверенное топливо, вовремя менять фильтры, следить за правильностью установки зазора свечи
— При появлении признаков неисправности свечей («троении» мотора, повышения расхода топлива, «плавании» оборотов) срочно обратиться на СТО или самостоятельно произвести замену этих элементов на новые.
У каждого автомобилиста есть своё мнение о том, как часто нужно менять свечи зажигания. В результате одни выбрасывают на свалку ещё рабочие свечи, а другие ездят на тех, что требуют срочной замены. Попробуем разобраться, когда же лучше всего менять свечи?
Замена после зимы
Некоторые автомобилисты считают, что самое подходящее время для замены свечей – весна. Так как всю зиму мотору приходилось подолгу работать на холостых оборотах, да и скорости движения были небольшими. Такой режим эксплуатации приводит к тому, что на электродах свечей появляется нагар, который мешает образованию нормальной искры. Также за зиму под капотом скапливается много грязи, которая попадает и в свечные колодцы, и на высоковольтные провода. Всё это желательно отмыть, чтобы не иметь проблем с системой зажигания.
Ориентируемся на пробег
Производители автомобилей предлагают менять свечи через каждые 30 тысяч километров пробега. Но эта цифра довольно условная и не учитывает интенсивность использования машины. Например, если водитель ездит в основном по трассе, то ему нет никакой необходимости менять свечи на пробеге в 30 тысяч километров, так как они будут рабочими. А вот таксисту, который колесит по городу, придётся их поменять уже на пробеге в 10 тысяч. Более частая замена также рекомендована тем автомобилистам, которые заправляются бензином АИ-92, потому что от него несколько больше нагара.
Поведение машины
Один из самых надёжных способов узнать о необходимости скорой замены свечей – внимательно следить за поведением своей машины. Затруднённый запуск, возросший расход топлива, падение динамики при разгоне, неровная работа на холостом ходу – всё это может говорить о проблемах со свечами зажигания.
Заметив подобные изменения в работе автомобиля, не затягивайте с заменой свечей. Нет никакой необходимости покупать самые дорогие детали – платиновые или иридиевые. Идеальным выбором станут обычные оригинальные свечки, те, что устанавливали на конвейере. Они стоят дешевле, и не придётся переживать о том, подойдут ли неоригинальные свечи или нет.
От корректной работы свечей зажигания зависят многие параметры бензиновых двигателей.
p, blockquote 1,0,0,0,0 –>
p, blockquote 2,0,0,0,0 –>
Контроль исправности и своевременная их замена является условием правильной эксплуатации транспортного средства.
p, blockquote 3,0,0,0,0 –>
p, blockquote 4,0,0,0,0 –>
Причины их естественного и преждевременного износа
p, blockquote 5,0,0,0,0 –>
Свеча зажигания работает в предельно экстремальных условиях:
p, blockquote 6,0,0,0,0 –>
- высокая температура в рабочем цилиндре;
- агрессивная среда в виде смеси топлива, воздуха и масла;
- большое давление при воспламенении;
- высокое напряжение и температура электрической искры.
adsp-pro-1 –>
Одновременное действие перечисленных факторов приводит к усилению процессов естественного их износа. Этот процесс может значительно ускориться в следующих случаях:
p, blockquote 7,0,0,0,0 –>
- уменьшения компрессии, износе маслосъемных колпачков вследствие попадания масла в рабочий объем;
- неправильной установки угла зажигания, приводящей к образованию увеличенного нагара;
- выбора несоответствующих марке двигателя свечей;
- пропуска зажигания в цилиндрах;
- неправильного соотношения бензин/воздух при неисправностях расходомера, лямбда-зонда, подсосе воздуха;
- некорректной работе инжекторов.
Признаки необходимости их замены
p, blockquote 8,0,0,0,0 –>
Основной признак необходимости замены свечей – пропуски зажигания (троение). Не всегда это связано с проблемами свечей. Чтобы окончательно определиться с необходимостью обязательной их замены, проще всего вместо проблемной свечи установить заведомо исправную.
p, blockquote 9,0,0,0,0 –>
Определить возможно неисправную свечу зажигания проще всего на работающем двигателе. Для этого необходимо последовательно отключать высоковольтные провода (либо разъем индивидуальной катушки зажигания) от каждой их них. Нерабочий цилиндр будет тот, при отключении от которого характер работы двигателя не изменяется.
p, blockquote 10,0,1,0,0 –>
Также признаками требуемой замены свечей зажигания являются:
p, blockquote 11,0,0,0,0 –>
- визуальная неисправность (загрязнение, нагар в области зазора, изменение нормально серого цвета нагара, её увлажнение, механические сколы на изоляторе);
- нестабильные обороты двигателя;
- повышенная дымность выхлопных газов;
- детонация двигателя;
- сообщение контрольной лампы «CHECK ENGINE» либо бортового компьютера.
p, blockquote 12,0,0,0,0 –>
p, blockquote 13,0,0,0,0 –>
Через сколько нужно менять свечи зажигания
p, blockquote 14,0,0,0,0 –>
Каждый производитель указывает срок либо пробег безотказной работы свечей. Этот период рассчитан для двигателей со сроком эксплуатации не более пяти лет. В случае, если автомобиль оснащен более пожилым двигателем, срок эксплуатации (пробега) свечей зажигания уменьшается.
p, blockquote 15,0,0,0,0 –>
Четкой градации пробега и сроков замены свечей зажигания не существует. Опытные автолюбители считают правильным производить технический осмотр и их замену перед началом каждого осеннее-зимнего сезона эксплуатации. Если автомобиль не эксплуатируется в холодное время года, рационально контроль и их необходимую замену производить весной.
p, blockquote 16,0,0,0,0 –> adsp-pro-2 –>
Видео — когда менять свечи зажигания и почему это важно:
p, blockquote 17,0,0,0,0 –>
p, blockquote 18,0,0,0,0 –>
Руководствуясь показаниями пробега автомобиля, замену свечей зажигания следует производить после 15 – 20 тысяч километров. Иридиевые и платиновые свечи без труда выдерживают пробег 100.000 км и более, но это также при относительно новом двигателе.
p, blockquote 19,0,0,0,0 –>
Двигатели внутреннего сгорания, работающие на газе, имеют повышенную температуру сгорания топливно-воздушной смеси, срок их эксплуатации следует сокращать на 20-30 %. Еще один фактор аналогичного сокращения срока замены свечей зажигания – использование некачественного бензина.
p, blockquote 20,0,0,0,0 –>
Внеочередная их замена производится после капитального и большого аварийного ремонта, длительной стоянки автомобиля.
p, blockquote 21,1,0,0,0 –>
Последовательность замены
p, blockquote 22,0,0,0,0 –>
Несмотря на кажущуюся простоту, к этой операции следует отнестись ответственно. Замену следует производить полным комплектом (!). Частичная замена одной-двух «подгулявших» свечей возможна только на непродолжительное время.
p, blockquote 23,0,0,0,0 –>
Различный зазор и тип свечей, их состояния приводит к непременному сбою синхронности зажигания, повышенной детонации, способствует повышенному износу двигателя.
p, blockquote 24,0,0,0,0 –>
Подбор свечей зажигания следует производить по автомобилю на основании справочных данных. Основываться на рекомендациях типа «это самые лучшие» не следует. Лучше приобретать изделия только от проверенных производителей.
p, blockquote 25,0,0,0,0 –>
p, blockquote 26,0,0,0,0 –>
В качестве основного инструмента для замены свечей лучше использовать специальную длинную головку с резиновыми вставками для захвата извлекаемой свечи. Перед ее покупкой следует измерить диаметр посадочного конструктивного отверстия.
p, blockquote 27,0,0,0,0 –>
Стандартные размеры свечных головок – 16 и 21. Длина посадочной зоны может быть различной, до 180 миллиметров в отдельных моделях двигателей. В некоторых случаях можно использовать свечную трубку, но следует учитывать, что ее надежность меньше. Еще хуже использовать специальные ключи неизвестных производителей в красивых упаковках. Они могут сломаться при первом же откручивании.
p, blockquote 28,0,0,0,0 –>
Последовательность демонтажа свечей:
p, blockquote 29,0,0,0,0 –>
- снять установленные высоковольтные провода, предварительно отметив либо сфотографировав последовательность их установки;
- если в автомобиле установлены индивидуальные катушки зажигания либо блок катушек на околосвечном пространстве, произвести их демонтаж (в V-образных движках этот процесс может быть усложнен необходимостью демонтажа части впускного коллектора и других элементах двигателя);
- обязательно проверить зоны установки свечей на предмет наличия посторонних предметов (при снятии свечи осколки изоляции, другие предметы могут попасть непосредственно в цилиндр, вызвать большие проблемы);
- надежно установить свечной ключ, приложив среднее усилие, приступить к откручиванию;
- в случае затруднения процесса демонтажа необходимо применять специальные средства для раскоксовывания резьбовых соединений, не пытаться приложить чрезмерное усилие;
- извлечь свечу (если удерживающая резинка соскочила, можно это сделать, используя наконечник высоковольтного провода);
- на освободившееся отверстие свечи лучше установить заглушку или набросить чистую ветошь (немало случаев, когда в процессе ремонта туда, то есть в цилиндр, попадают гайки, шайбы и другие «сюрпризы»).
Видео — замена свечей зажигания на Рено Логан и Ларгус (8 клапанов):
p, blockquote 30,0,0,0,0 –>
p, blockquote 31,0,0,1,0 –>
Установку новых производят, руководствуясь правилами:
p, blockquote 32,0,0,0,0 –>
- предварительно чистой ветошью очищают установочное место от масел, грязи (если это место недоступно для визуального контроля, лучше это не делать: пытаясь удалить загрязнение сверху резьбового соединения, можно его перенаправить на резьбу);
- при установке новых необходимо еще раз проверить соответствие посадочной глубины свечи со старой;
- первоначальное направление свечи на посадочное место производят аккуратно при помощи свечного ключа, не следует «бросать» свечу, это может изменить зазор;
- предварительное закручивание следует производить небольшим усилием, при затрудненном движении необходимо открутить и вновь начать закручивать свечу;
- окончательное «дожимание» свечи производят средним усилием (на СТО для этого используют динамометрический ключ, момент затяжки устанавливают в пределах от 15 до 35 Нм в зависимости от диаметра резьбы и типа посадки);
p, blockquote 33,0,0,0,0 –>
- последний этап монтажа свечей – установка высоковольтных проводов.
adsp-pro-3 –>
Зачем менять свечи зажигания, если старые работают?
p, blockquote 34,0,0,0,0 –>
Теоретически они могут прослужить десять и более лет, особенно, если их периодически очищать.
p, blockquote 35,0,0,0,0 –>
Есть мнение, что свечи зажигания следует менять только при появлении явных признаков их износа, проведении ремонтов, связанных с проблемами зажигания и двигателя в целом. Однако, старые, хоть и исправные, свечи зажигания могут негативно влиять на работу двигателя:
p, blockquote 36,0,0,0,0 –>
- изменение области зазора влияет на момент зажигания;
- незначительные пропуски зажигания приводят к повышенной детонации, механическим нагрузкам;
- загрязненные свечи могут вызвать пробой катушки зажигания, высоковольтных проводов, резистора бегунка;
- некорректно работающие свечи влияют на экологические характеристики двигателя внутреннего сгорания.
Самая опасная проблема при редкой замене свечей зажигания – закоксовывание области резьбового соединения. Это чревато возможностью срыва резьбы, повреждения свечи при демонтаже. В свою очередь такая неисправность может привести к необходимости проведения капитального ремонта, даже замены блока цилиндров.
p, blockquote 37,0,0,0,0 –>
Поэтому опытные автолюбители перед очередным осеннее-весенним сезоном эксплуатации автомобиля производят их профилактический демонтаж-монтаж. Одновременно с этим можно (и нужно) произвести их визуальный осмотр.
p, blockquote 38,0,0,0,0 –>
Исправные и обслуженные свечи зажигания – один из основных факторов стабильной работы бензинового двигателя.
p, blockquote 39,0,0,0,0 –>
Какой принцип работы вискомуфты вентилятора, их плюсы и минусы.
Как и где можно посмотреть за что штраф ГИБДД по номеру постановления.
Видео — износ свечей зажигания и когда их менять:
p, blockquote 41,0,0,0,0 –> p, blockquote 42,0,0,0,1 –>