Вот в чем разница между синтетическим и минеральным моторным маслом, и вот что означают цифры на бутылке с маслом
На днях я отогнал свою машину на плановое ТО. Замена масла, колодок, проверка подвески и ремней. Стараюсь проводить технический осмотр автомобиля не раз в 15 тыс. км, как того советует автопроизводитель, а чаще – раз в 10 тыс. км. Главным образом это продиктовано износостойкостью моторного масла, которое я покупаю для своего автомобиля, и качеством бензина.
Несмотря на исключительно положительные отзывы относительно марки масла и полное доверие к точке его продажи, а также тот факт, что почти всегда заправляюсь на фирменных заправках в границах Москвы и соседней области, предпочитаю превентивно заменять отработанный расходный материал, не дожидаясь негативных последствий. Но какое масло лить в свой автомобиль? Что означают эти загадочные цифры и буквы на этикетке: 5W, 5W-30, 10W, 15W и так далее? И можно ли заливать синтетическое моторное масло вместо минерального? С этими вопросами мы сегодня и разберемся. *
*Мы прекрасно осведомлены, что тема заезжена и уже многократно и многогранно рассмотрена, в том числе и на страницах нашего интернет- издания 1GAI.RU, но новичков за рулем, несмотря на автомобильный кризис, становится с каждым годом все больше, им эта информация и посвящена.
Давайте начнем с основ. В автомобильных двигателях используют масло для смазки всех движущихся внутренних частей. Без масла детали терлись бы металл об металл, вызывая тем самым непоправимые повреждения.
Дикое трение вызывало бы накопление тепла в элементах мотора, которые очень быстро раскалились бы, приведя к расширению металла и так называемому «клину» двигателя. Иными словами, его просто-напросто заклинило бы. Такое случается, причем силовой агрегат клинит достаточно быстро – от 5 до 15 минут работы – и привет, капремонт! Некоторые везунчики на двигателе без масла умудряются проехать до 50-70 км и не заклинить мотор, но даже это приводит к таким плачевным последствиям, что без серьезного квалифицированного ремонта не обойтись.
Единственный выход из ситуации – обильно залить все трущиеся детали тягучим, скользким маслом. Но, оказывается, оно бывает разное и не каждая марка масла подходит для того или иного автомобиля.
Вязкость масла как один из самых важных критериев
Ключевые критерии, которые мы используем для оценки масла, – это вязкость. Понятие «вязкость моторного масла» простыми словами можно определить уровнем его текучести, толщиной защитного слоя, остающегося на металлических поверхностях двигателя. Например, черная патока обладает высокой вязкостью, а вода – низкой вязкостью. Понятно?
В двигателе мы, по сути, хотим, чтобы масло обладало двойственными качествами, по своей природе взаимоисключающими. Мы желаем, чтоб оно могло легко поступать к критически важным частям силового агрегата при запуске автомобиля, но при этом защитный слой смазки должен оставаться достаточно обильным во время работы двигателя при экстремально высоких температурах, защищая поверхности от истирания.
Проблема в том, что масло на нефтяной основе на самом деле не работает так – по крайней мере, не без некоторой помощи.
Что означают цифры на упаковке моторного масла?
Общество инженеров-автомобилестроителей (Society of Automotive engineers, США) придумало систему измерения вязкости масла при помощи численного ряда. Для понимания физических свойств масла применяется тест, в котором масло должно протечь через отверстие определенного сечения. Чем дольше масло протекает, тем выше будет число и тем более вязким (липким) будет масло. Таким образом, более высокие числа означают более высокую вязкость.
Иногда это число в английской специализированной технической литературе называют «весом» масла. Базовые масла могут иметь только один номер – скажем, масло SAE 30. Эти масла имеют большую тягучесть в холод и становятся более текучими (часто значительно), когда разогреются. Такие показатели, чтоб вам было понятно, будут препятствовать легкой прокачке холодной смазки масляным насосом, но при рабочей температуре разогретое масло не сможет обеспечить толстую масляную пленку. И то и другое – нехорошо.
Более сложные составы масел, подходящие для большинства автомобилей, используют моторные масла с двумя числовыми обозначениями, например такими: 5W-20 или 10W-40. Вот что означают эти цифры:
Итак, первое число, в данном случае «5», – это показатель того, насколько вязким является данное масло, когда оно находится в холодном состоянии*.
*Поскольку эта система измерения была придумана американскими специалистами, за точку отсчета берется 0°F (-17.78 °C). В зависимости от сорта масла температура может быть ниже.
Данный показатель важен нам потому, что с помощью него мы сможем определить, насколько загустеет масло при определенной температуре окружающего воздуха, когда мы запустим холодный автомобиль с утра пораньше.
Чем меньше будет первая цифра, тем меньше масло будет густеть на морозе и тем лучше оно будет с первых секунд защищать трущиеся части двигателя.
Приводим сравнительную табличку масел и их температурных режимов работы.
Типы масел, рассчитанные на использование при минусовой температуре
Масло 0W может использоваться при температурах до -35-30 °C
Масло 5W может использоваться при температурах до -30-25 °C
Масло 10W может использоваться при температурах до -25-20 °C
Масло 15W может использоваться при температурах до -20-15 °C
Масло 20W может использоваться при температурах до -15-10 °C
Типы масел, рассчитанные на использование при плюсовой температуре
Масло с первым числом 30 может использоваться при температурах до +20-25 °C
Масло с первым числом 40 может использоваться при температурах до +35-40 °C
Масло с первым числом 50 может использоваться при температурах до +45-50 °C
Масло с первым числом 60 может использоваться при температурах до +50-55 °C
Буква на канистре моторного масла
Здесь все просто: буква «W» обозначает, что вы держите канистру с «зимним» маслом. «W» – сокращение от английского слова «winter». Если буквы нет, значит, перед вами летний вариант, рассчитанный на плюсовые температуры. Смотрите вторую таблицу выше.
Число с конца
Следующее число означает вязкость масла при прогретом работающем двигателе. Оно, разумеется, будет выше.
P. S.Масла с разной вязкостью разрабатываются на основе «базового» моторного масла путем добавления различных присадок для работы масла при прогретом двигателе и защите его компонентов на протяжении долгого времени без смены смазывающего материала.
Можно ли ездить на «зимнем» моторном масле с литерой «W» летом?
По сути, разделение масел на «зимние» и «летние» сейчас стерлось. Да, производители выпускают виды смазок, рассчитанные на летнее или зимнее использование, по градации температур (вновь смотрим на таблицы выше), но они рассчитаны на максимально высокие или низкие температуры.
К примеру, живет человек в Дубае, где средняя температура летом – плюс 32 градуса. Зачем ему покупать зимнее жидкое масло, если двигатель автомобиля и так будет прогрет до 25 градусов, даже если не будет заведен? Гораздо дольше прослужит и лучше будет защищать критичные точки соприкосновения в двигателе более густой летний вариант.
Возьмем Москву. У нас средняя температура в летний сезон за последние 10 лет не поднималась выше 17 градусов Цельсия. Зимой средняя температура не перешагивала ниже 6 градусов ниже нуля. В наших погодных условиях во всей средней полосе России, судя по информации с форумов, автовладельцы обычно льют масло 5-30 (от -30-25 до +20-25) или 5-40 (от -30-25 до +35-40) круглый год и не прогадывают.
Но если вы живете на севере страны или, наоборот, на юге, посмотрите на среднюю температуру в вашем регионе, скажем, через Википедию и при подборе масла отталкивайтесь от этих показателей, используя таблицу, приведенную выше в этой статье.
Если все еще есть сомнения, обратитесь к квалифицированным специалистам на СТО, они подскажут, какое масло подобрать.
Синтетика против обычного минерального масла. Какое заливать?
Синтетические масла отличаются от обычных, минеральных масел тем, что обычные масла – это очищенный продукт сырой нефти, а синтетические масла – продукт, получаемый путем дополнительной дистилляции (очистки) на молекулярном уровне. Это помогает отделить примеси от масла и позволяет изготовителю «подгонять» требуемый набор молекул в конечном продукте.
Выполнение всего этого молекулярного жонглирования известно как процесс Фишера-Тропша и выходит за рамки данной прикладной статьи. Но именно с помощью него получают масло с гораздо лучшими механическими свойствами при экстремальных температурах.
Что касается того, какое масло вы должны использовать для своего автомобиля, скажем так: лучше всего на это ответит сам автопроизводитель, который в мануале конкретно описал типы моторных масел, предпочтительных для конкретной модели автомобиля с конкретным типом двигателя .
Из гаражных рассказов автомобильных старожилов я понял, что для более старых и простых двигателей чаще используется смазка погуще. Что касается современных машин, то здесь принцип один: открываем инструкцию по эксплуатации и смотрим, какое моторное масло подойдет для автомобиля.
Отметим также и тот широко известный факт, что синтетическое масло делает свою работу лучше «минералки» даже после того, как оно практически отработало свой ресурс. Также «синтетика» способна изменять вязкость по отношению к номинальным показателям, на что обычное масло не способно.
Скажем пару слов о возможности перехода с минерального на синтетическое масло. Мол, нельзя такого делать: забьются масляные каналы, масло свернется, синтетика потеряет свои свойства после того, как вы зальете его в двигатель после минералки. На самом деле заменять масло одного типа другим можно. Но! Делать этого не стоит по фундаментальным причинам. Современные автомобильные двигатели не перенесут долива или полной смены на «минералку», не рассчитаны они на нее. Итог – преждевременный выход из строя и дорогостоящий ремонт. А старые моторы иногда настолько «дырявые», что масло сочится из всех щелей. Дорогой «синтетики» на них не напасешься.
Кстати, если произошла чрезвычайная ситуация и у вас нет другого масла в магазине, кроме минерального (что очень маловероятно), бывалые автомеханики советуют лучше долить его даже в современный двигатель, чем ехать до места починки с минимальным уровнем масла в картере. Потом масло следует заменить на новое.
Дорогие моторные масла с большим количеством добавок, оно того стоит?
Ответ читайте выше. Толк будет, только если мы будем применять моторное масло в современном двигателе и при экстремальных температурных режимах в обе стороны – от большого минуса к серьезному плюсу.
Далеко не все автовладельцы интересуются на должном уровне, какое именно они масло заливают в двигатель своего автомобиля. Зачастую, особенно после покупки подержанного авто, новый владелец лишь выясняет, что заливалось в двигатель в последний раз.
И продолжает приобретать такое же масло, надеясь на то, что прошлый хозяин авто все делал по инструкции. Но этот подход не всегда правильный. Нередки случаи, когда двигатель или турбина выходит из строя гораздо раньше положенного срока именно из-за неправильно подобранной смазки.
Систематическая и бездумная заливка неподходящего масла, будьте уверены, однажды выльется в серьезные проблемы с далеко идущими последствиями. В материале статьи постараемся более детально разобраться, что означают цифры, написанные на моторном масле, а также выясним, какой прикладной смысл они в себе заключают.
Маркировка моторных масел по SAE
На территории постсоветского пространства наиболее распространенной является классификация по SAE, которая охватывает более 80% представленных на рынке марок.
Маркировки моторного масла 5W40, 10W40, 5W30 и 5W40 среди этих 80% занимают львиную долю, так как являются наиболее востребованными. Разберем, что означает каждый символ на примере масла 10W40.
- 10 – индекс низкотемпературной вязкости;
- W – означает, что масло может быть использовано в зимних условиях;
- 40 – индекс высокотемпературной вязкости.
В целом такая комбинация букв говорит о том, что смазка всесезонная.
Для чего указывают вязкость на канистре
Показатель низкотемпературной вязкости масла означает, что данная смазка может применяться в зимних условиях до достижения определенной отрицательной температуры.
После падения температуры окружающей среды ниже допустимого порога, насос перестает эффективно работать, и смазка не поступает к трущимся деталям двигателя. То есть после пуска мотора и истощения остаточного слоя, детали двигателя начинают работать на сухую.
Например, расшифровка 5W40 для зимних условий говорит о том, что этот смазочный материал способен успешно защищать детали двигателя при температуре до –35 °C.
Показатель высокотемпературной вязкости прямо указывает на то, в каких диапазонах будет находиться кинематическая вязкость при достижении рабочей температуры в двигателе.
Косвенно этот параметр связан с максимальной температурой, при которой безопасен летний пуск двигателя и его эксплуатация. Это связано с тем, что чем выше температура окружающей среды, тем больше рабочая температура в двигателе. Соответственно, и вязкость в более жарких регионах должна быть выше.
Обобщая информацию, представленную выше, посмотрим, как расшифровывается масло 5W40:
- 5W – разрешено к эксплуатации в зимних условиях и обеспечивает надежную защиту двигателя при температурах не ниже –35 °C;
- 40 – имеет кинематическую вязкость 12,6–16,3 мм2/с при температуре 100 °C и может использоваться при температуре окружающего воздуха до +40 °C.
Классификация по SAE в целом признается самой простой и понятной. Поэтому сегодня этот параметр выступает определяющим при выборе.
Обозначение по API
Вторым по популярности обозначением моторных масел выступает классификация по API. В отличие от предыдущей системы, здесь в буквенном обозначении зашифрован не какой-либо один параметр, а целый их комплекс, определяющий допустимые условия применения масла.
Здесь также довольно простая система обозначений, состоящая из двух заглавных латинских букв и в некоторых случаях дополнительных индексов к ним. Первая буква обозначает тип топлива, для которого предназначена данная смазка:
Вторая буква указывает на комплекс характеристик, характеризующих качество и эксплуатационные свойства. Чем больше порядковый номер буквы по алфавиту, тем более совершенно масло.
После введения этой системы были созданы стандарты: для бензиновых двигателей – SA, для дизельных – CA. Сегодня последними в этой классификации являются марки SN и CJ. Сейчас гораздо чаще делают универсальные масла.
Тогда их обозначение пишется через знак дроби. Например, если масло соответствует стандартам SJ и CF одновременно, то оно будет промаркировано как SJ/CF. Часто на канистрах можно увидеть двойное обозначение, особенно с высококачественной синтетикой.
Масло 5W40, например, может также иметь обозначение по API. Указанный индекс SM на канистре с обозначенной вязкостью 5W40 значит, что данный продукт высокого качества с высокими энергосберегающими характеристиками, и эта смазка подходит для турбированных бензиновых моторов современных автомобилей.
Классы по API
Кратко рассмотрим действующие маркировки по классификации API, их свойства и характеристики, а также область применения.
Бензиновые моторные масла
- SJ – предназначены для автомобилей, выпускаемых с 1996 года. Наличие этого индекса на канистре обозначает, что в моторном масле существенно снижен процент нагарообразования;
- SL – предназначены эти моторные масла для двигателей, устанавливаемых на автомобиле после 2000 года выпуска. Здесь в пакете присадок учтены требования экологии и особенности моторов, имеющих 4 клапана на цилиндр и электронное управление смесеобразованием;
- SM – введен в действие этот стандарт в 2004 году. Предназначен для турбированных моторов. По сравнению с предыдущей маркой, здесь снижена предрасположенность основы к окислению, имеет энергосберегающие параметры, и в целом у масла продлен срок службы;
- SN – этот стандарт принят в 2010 году. В нем снижено количество вредных добавок, ухудшающих экологические показатели и отрицательно воздействующих на каталитический нейтрализатор. Также проведен комплекс мероприятий по повышению энергосбережения.
Дизельные моторные масла
- CG – введен в оборот этот класс в 1995 году. По сравнению с предыдущим, у этого масла повышены требования к топливу в плане наличия серы. В целом подняты характеристики этой марки. Снижено пенообразование, продлен срок службы и увеличены защитные и смазывающие свойства;
- CH – предназначен для высоко оборотистых двигателей, выпускаемых с 1998 года. Повышены противонагарные и противопенные характеристики. Новый пакет присадок сделал это масло более стабильным и долговечным;
- CI – масла с этим индексом совместимы с моторами автомобилей, производимых после 2002 года. Снижено количество выделяемой сажи при угаре, а также повышена устойчивость к испарению и высокотемпературному окислению;
- CJ – современный вариант. Введен этот класс в эксплуатацию в 2006 году. Количество опасных для окружающей среды химических элементов и их соединений контролируется очень жестко. Сильно повышены требования к зольности масла. Многие производители моторных масел болезненно пережили переход на этот стандарт.
В отношении этих смазок существует простое правило: можно брать классом выше, чем требуется, но ниже – нельзя.
Совместимость масел 5W30 и 5W40
Довольно часто можно от автовладельцев можно услышать вопрос: совместимы ли моторные масла 5W40 и 5W30, и что означают эти цифры в практическом плане, а не в теории.
Высокотемпературная вязкость масла 5W40 больше, чем у 5W30. На деле это означает, что при прочих равных условиях смазка с большей вязкостью больше подходит для климата с более высокой летней температурой.
Также масло с повышенным показателем высокотемпературной вязкости лучше подойдет для двигателей, которые уже имеют приличный пробег. Более густые смазочные материалы надежнее защищают трущиеся детали с увеличенным зазором.
При переходе с одного типа смазки на другой следует учитывать больше не вязкость, а состав тип. Нежелательно мешать синтетику и полусинтетику (о минеральном варианте даже говорить не стоит, так как его с синтетическими основами мешать бессмысленно).
Например, синтетическое 5W40 от того же производителя и из той же линейки можно смешивать с маслом с более низкой вязкостью, т. е. с 5W30. Если этот тип смазки подходит для эксплуатации в конкретно взятых условиях, негативных последствий не возникнет.
Мешать смазки от разных производителей нежелательно. Это можно сделать только в том случае, если заранее известна их совместимость или есть информация, что в их составах применены одинаковые пакеты присадок.
Подробный рассказ о значениях цифр на канистре с моторным маслом — видео
Все, что нужно знать о моторных маслах
Из чего состоит моторное масло
Моторное масло – это смесь основы и различных присадок (моющих, противоокислительных, противопенных, защитных). В зависимости от основы масла и разделяют на синтетические, полусинтетические и минеральные масла.
Типы мотолных масел
Масло, которое по простому называют «синтетика» (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия «синтетики» – возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а так же максимальное содержание различных присадок. Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры. Но за все надо платить – синтетические масла наиболее дорогие.
«Минералка» (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и «синтетика» – оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании – оставляет шлаки в моторе.
«Полусинтетика» (обозначение Semi-Synthetic) – некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».
Сегодня практически во всех автомобилях применяется полусинтетические или полностью синтетические масла – они обеспечивают максимальную защиту двигателя от износа, его хорошую очистку, отлично противостоят высокой температуре. Применение минерального масла оправдано лишь в случае требования производителя использовать именно такое масло. В противном случае, не следует экономить пару десятков гривен, рискуя здоровьем мотора.
Секреты классификации масла
У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация – область его применения (дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства.
Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API, однако следует упомянуть и о классификации ACEA и ISLAC.
Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) – иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня – «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W – например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней – это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря – какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра – это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.
Точная расшифровка цифр SAE
Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
0W– масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
5W– масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
10W– масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
15W– масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
20W– масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С
Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
30 – масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше
Чем меньше цифра – тем «жиже» масло, чем больше цифра – тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.
Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)– обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла – современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF – значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.
Обозначения API для бензиновых моторов:
SC – автомобили, разработки до 1964 годов
SD – автомобили, разработки 1964-1968 годов
SE – автомобили, разработки 1969-1972 годов
SF – автомобили, разработки 1973-1988 годов
SG – автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
SH – автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
SJ – автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
SL – автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
SM – автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению
При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует – масло может оказаться слишком уж агрессивным.
Обозначения API для дизельных моторов:
CB – автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
CC – автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
CD – автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
CE – автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
CF – автомобили с 1990 г., с турбиной
CG-4 – автомобили с 1994 г., с турбиной
CH-4 – автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
CI-4 – современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
CI-4 plus – аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США
В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра – тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.
Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API. Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL. Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.
А теперь, получив необходимую информацию, можно расшифровать обозначении масла, вынесено в начале материала. Итак, Semi-Synthetic 10W-40 API SJ/CF ACEA A3/B3 – это полусинтетическое масло, пригодное к использованию при температуре от -20-25 град. С до +35-40 град. С, для автомобилей разработки 90-х годов с бензиновым или турбодизельным мотором, масло отвечает требованиям API SJ/CF и ACEA A3/B3. И никаких секретов!