По меркам мировой автомобильной промышленности, Zotye (Зоти) является молодым китайским автопроизводителем. Сам холдинг Zotye Holding Group основан в 2003 году. На то время он занимался сборкой двигателей, трансмиссий и прочих агрегатов для автомобилей. 14 января 2005 года основана Zotye Auto. Уже по итогам 2016 года компанией было продано более 350 тысяч собственных автомобилей (за один год). Это позволило компании в 2016 году войти в пятидесятнику крупнейших мировых автопроизводителей. К этому времени штат компании насчитывал 20 тысяч человек.
Zotye известна как производитель копий европейских и японских автомобилей. В Китае они вполне хорошо расходятся. В некоторых случаях это лицензированные автомобили.
В 2017 году создана дочерняя компания Traum. Под этим брендом должны выпускаться автомобили с «собственным лицом». Хотя в них тоже можно найти черты других марок, а базируются они на платформе существующих автомобилей Zotye . Но это сейчас присуще многим производителям. Упор делается на умные автомобили для молодых людей.
Zotye в Беларуси и России
В 2012 году вышел автомобиль Zotye Z300, который в этом же году начали собирать под Минском для обкатки. В продажу в Беларуси он поступил только к концу 2013 года. В 2014 году добрался и до России. Седан не получил большого успеха.
А вот кроссовер Zotye T600 оказался успешной моделью в России. Продавать его в наших странах начали в 2016 году. Также собирается под Минском.
Электромобили
Компания успешно занимается разработкой электромобилей. Еще в 2011 году в Китае они предложили в лизинг электромобиль Zotye 5008 EV, который был переоборудованной моделью автомобиля с ДВС. На сегодняшний день есть и другие электромобили. В 2017 году представлен доступный электромобиль Zotye Z100 Plus. Он оснащён аккумуляторной батареей 13.5 кВт, которая обеспечивает малышу до 200 км пробега на одной зарядке.
Zotye International Automobile Trading Co., Ltd.
Штаб-квартира находится в городе Юнкан, провинции Чжэцзян, Китай.
Компания образовалась 14 января 2005 году. В начале она занималась экспортом запчастей. По мере развития компания получила хорошею репутацию как надежного поставщика и установила партнерские отношения с другими компаниями в 10 странах. Быстро растущий китайский автомобильный рынок подтолкнул руководство компании заняться выпуском автомобилей. Первой моделью стал внедорожник Zotye RX 6400, впоследствии переименованный в Zotye Nomad . Как большинство первых китайских автомобилей, он имел очень большое сходство с уже выпускаемыми японскими или корейскими автомобилями. Этот автомобиль был клоном Daihatsu Terios . Сейчас модельная линейка компании насчитывает около 16 моделей. Часть из них — электромобили. В настоящее время Zotye это холдинг куда входят заводы по производству двигателей, трансмиссии, кузовных деталей и автосборочные заводы. Холдинг может выпускать до 500 тыс. автомобилей в год. Кроме того, в состав Zotye входят 6 центров научных исследований и развития в Китае, Корее и Италии.
Официальные продажи автомобилей марки в России начались в 2016 году. Пока можно купить только одну модель кроссовер Т600. Но в скором времени ожидается еще и седан. Производство кроссовера налажено в Белоруссии на заводе «Юнисон»
Китайская марка Zotye, пожалуй, известна в Украине лишь автомобильным экспертам и поклонникам автомобилей из Поднебесной. Однако это не мешает ей создавать скандальные автомобили, которые уж очень похожи на немецких, британских и японских собратьев класса люкс. И самое интересное, что такой подход не смущает многих покупателей. Хайп дороже жизни? Давайте разбираться.
А началось всё не так давно – в 2003 году, когда небольшая компания по производству автомобильных запчастей получила масштабные инвестиции и превратилась в Zotye Holding Group. Через пару лет, 14 января 2005 года, была образована марка Zotye. Производство автомобилей было налажено по проверенной в Китае схеме: покупка оборудования для производства машины у японской Daihatsu, и в первые два года на производственных мощностях в городе Юнкан (300 километров южнее от Шанхая, провинция Чжэцзян) собирался тесный, но пятиместный кроссовер 2008, который является по сути слегка модернизированной версией модели Terios. Под капотом у машины располагались старые, но проверенные временем атмосферные моторы Mitsubishi Orion с индексом 4G13 и 4G15, которые можно обнаружить под капотами старых версий Colt, Lancer и Carisma. Впрочем, этот мотор оказался настолько живуч и удачлив, что после модернизации и обретения наддува его стали устанавливать в автомобили Geely, Great Wall, Haval и Changan. Но вернёмся к Зоти.
Второй моделью марки стал перелицованный минивэн Fiat Multipla. Как и в случае с Daihatsu, Zotye закупила у итальянцев оборудование и лицензию на производство машины, а также добавила к названию модели букву «n» – так свет увидел минивэн Multiplan. Сотрудничество с Fiat было признано удачным, и в 2011 году компания начала производить модель Z200, которая представляет собой перелицованную версию седана Siena. Производство этой модели завершилось достаточно скоро – в 2014 году.
Кстати, в 2009 году Zotye решила выпустить свою самую дешёвую машину – ситикар TT другой китайской компании Jiangnan. Стоимость машины не превышала 2.830 долларов, позже эту модель переименовали в TT, выкупив у Jiangnan. По мнению некоторых экспертов, на тот момент это был один из самых дешёвых автомобилей в мире, представлявший собой Suzuki Alto из начала 90-х, у которого под капотом располагался трёхцилиндровый 800-кубовый мотор мощностью 36 лошадиных сил. На нашем рынке эту машину знают как Daewoo Tico, правда, Тико всё-таки относится к следующему – третьему поколению Alto.
В 2011 году компания вывела на рынок минивэн V10, который получил под свой капот проверенный временем двигатель Mitsubishi 4G12 серии Orion, а годом спустя появился компактный седан Z300, который можно очень легко спутать с Toyota Allion.
По итогам 2012 года Zotye реализовала на внутреннем рынке 85.644 автомобиля, что на 14.000 экземпляров меньше, чем по итогам 2011 и 2010 года. Видимо, для руководства марки стало очевидно, что рынку требуются несколько иные автомобили, и китайцы решили сделать ставку на кроссоверы, спрос на которых в те годы стал стремительно расти. Так, в 2013 году свет увидел среднеразмерный кроссовер T600 – первый приличный автомобиль марки, который внешне являлся симбиозом кроссоверов Audi и Volkswagen. Под его капотом разместились уже турбированные версии двигателей Mitsubishi серии Orion, объёмом которых составляет 1,5-2,0 литра. С T600 компания в 2015 году начала штурмовать украинский рынок, а через год автомобили марки появились и в автосалонах соседской России.
В Украине у Зоти дела не задались: неизвестную для наших автолюбителей марку приняли с опаской, несмотря на то, что под капотом у машины располагаются надёжные, хоть и устаревшие силовые агрегаты, впрочем, это даже плюс: традиционный впрыск топлива, чугунный блок, простейший наддув – такая схема позволяет силовым агрегатам Мицубиси не доставлять существенных хлопот владельцам при пробегах свыше 100.000 километров. А вот в соседней России уже в течение 2017 года было реализовано более 1.000 экземпляров T600, годом позже дилеры реализовали уже более 2.000 автомобилей, и в конце прошлого года Zotye вывела на рынок РФ купеобразный кроссовер Coupa (в Китае изветен как T600 Coupe). Также российский офис марки собирается в ближайшем будущем добавить в модельную линейку кросс T300, ценник на который будет начинаться с 10.000 долларов.
На данный момент линейка автомобилей бренда состоит в основном из кроссоверов на любой вкус: помимо вышеназванных моделей, марка продаёт на китайском рынке модели T500, T700 и T800, дорогие кроссоверы серии SR – SR7 и SR9, и бюджетные кроссоверы под суббрендом Damai. И если модели T500 и T800 обладают более-менее аутентичным дизайном, то T700 можно легко перепутать с Range Rover Sport, модель SR7 является практически точной копией Audi Q3.
Но самая скандальная модель Зоти – это безусловно SR9. Она настолько похожа на Porsche Macan, что при «правильной подаче» многие поверили бы, что это какая-нибудь спецверсия «немца» . Салон у SR9 просто один в один «слизан» у Porsche: передняя консоль, внешний вид руля, мультимедийной системы – абсолютно всё. Правда, под капотом у «клона» мотор попроще, хотя сказать, что он плохой не получится: это двухлитровый 4G63, который можно найти у Lancer Evolution девятого поколения, правда, он дефорсирован до 190 лошадиных сил.
Что же касается других копий Zotye, то её кроссовер Damai X5 очень похож на Volkswagen Tiguan первого поколения, а Damai X7 так вообще трудно отличить от самого последнего концепт-кара Volkswagen – кроссовера Cross Coupe GTE. Немцы уже не раз грозили китайцам судебными исками, но пока воз и ныне там: китайский бренд и далее выпускает свои автомобили, и по итогам прошлого года марка продала 232.409 автомобилей. Не так-то много, учитывая, что годом ранее было реализовано 311.266 автомобилей.
На автомобили Зоти без всяких стеснений сделала ставку Беларусь: на заводе «ЮНИСОН» сейчас производится крупноузловая сборка моделей Z300 и T600, а в ближайшее время к ним добавятся электрокары E200 и Z500EV, которые будут продаваться на местном рынке и экспортироваться в Россию.
К слову, некоторые модели бренда уже давно освоили рынок Ирана, и полным ходом производятся на заводе концерна Saipa. Также у компании большие планы на латиноамереканский рынок.
Вполне возможно, что в скором времени китайский бренд вернётся на наш рынок, и если клоны европейских моделей окажутся не по душе украинским автолюбителям, то электрокары имеют все шансы на успех. Этот сегмент у нас остро нуждается в недорогих, но более-менее приличных моделях, и сейчас он заполняется битыми и побывавшими в других передрягах Nissan Leaf из США.
Что же касается перспектив Zotye в Европе, то если марка хочет пойти по стопам Haval и выйти на рынок ЕС, то руководству стоит задуматься над тем, чтобы придать всем своим моделям аутентичный дизайн.
31 января 2019 года. Юрий Жевиляк, специально для InfoCar.ua
Обсуждение статьи
На сколько мне известно то уход "Зоти" с украинского рынка был связан с несоответствием нормам выбросов, а не ч тем что "приняли холодно"