Дизельные скандалы, охватившие после Volkswagen и прочих автопроизводителей, в нашей стране остались практически незамеченными. Российские автомобилисты давно относятся к машинам на солярке с предубеждением, поэтому спрос на них всегда был невелик. А в условиях кризиса на авторынке дизельные двигатели и вовсе стали уделом премиальных машин и тяжелых вседорожников.
Замыкает тройку лидеров по доле продаж дизельных автомобилей еще одна премиум-марка — BMW, чей результат в прошлом году составил 49,2%. Самой продаваемой моделью баварцев в дизельном исполнении является кроссовер BMW X5. По словам директора по корпоративным коммуникациям BMW Group Россия Василия Мельникова, подавляющее число дизельных автомобилей BMW реализуются в крупных городах. В небольших населенных пунктах у клиентов по-прежнему присутствуют опасения по поводу качества дизельного топлива, поэтому зачастую выбор падает на бензиновые модели.
Топ-10 самых продаваемых дизельных автомобилей в России (январь-апрель 2016 года)
Модель | Продажи, шт. | Изм., % | |
1. | Toyota LC 200 | 3292 | 98,3% |
2. | Toyota LC Prado | 2813 | —11,8% |
3. | Renault Duster | 1726 | 135,5% |
4. | Toyota Hilux | 1562 | 67,4% |
5. | BMW X5 | 1281 | —15,1% |
6. | Audi Q7 | 1240 | 89,60% |
7. | Lexus LX | 1142 | — |
8. | Hyundai Santa Fe | 1058 | 10,3% |
9. | Mercedes-Benz GLC | 1038 | — |
10. | Toyota RAV4 | 1036 | 58,7% |
Всего | 32188 | —7,1% |
В Топ-5 автомобильных марок по доле дизельных модификаций в объеме реализации также вошли Jaguar (46,6%) и Porsche (39,1%). У Jeep, Toyota, SsangYong и Mercedes-Benz этот показатель составляет от 25 до 30%. В продажах Mitsubishi, Audi, Peugeot и Infiniti на дизельные модификации в 2015 году пришлось от 10 до 20%.
Солярку в массы!
Стоит отметить, что одной из немногих массовых моделей в России, которая предлагается с дизельным двигателем, стал седан Peugeot 408. С момента начала продаж этой модификации в октябре 2012 года доля 408-х на солярке в общем объеме реализации модели выросла с 10 до 15%. Как рассказали в пресс-службе Peugeot Россия, основной аудиторией дизельных версий Peugeot 408 являются опытные водители, для которых это не первый автомобиль на данном типе топлива. Также дизельные модификации пользуются спросом у корпоративных покупателей, для которых в первую очередь необходим экономически выгодный автомобиль.
Корпоративные клиенты являются основными покупателями дизельных автомобилей и у Mitsubishi. По данным «ММС Рус», пикап L200 чаще всего приобретают частные и государственные компании, владельцы собственного малого и среднего бизнеса (в основном это компании агропромышленного производства, телекоммуникации, строительные и нефтегазовые компании). Вседорожником Pajero Sport с дизельным мотором интересуются около 15% корпоративных клиентов, при этом особой популярностью он пользуется среди физических лиц. Как говорит Илья Никоноров, дизельная версия этой модели, в основном, приобретается мужской аудиторией не только как атрибут имиджевой составляющей, но и для охоты, рыбалки и управления автомобилем вне дорог. В целом, среди комплектаций Mitsubishi Pajero Sport на дизельную модификацию приходится 90%, а пикап Mitsubishi L200 представлен на российском рынке только с дизельным двигателем.
Между тем в продажах большинства массовых брендов на дизельные модификации приходится незначительная доля. К примеру, у Volkswagen — 6,2%, Renault — 3,7%, а у Kia, Hyundai, Ford, Nissan и Skoda — менее 3%. А вот бюджетные марки — такие как Lada, Datsun и Ravon — автомобилей на солярке не предлагают вовсе. Это же относится и к китайским автопроизводителям: Chery, Lifan, Geely, Brilliance…
«Ключевые модели названных брендов представлены в сегментах B и С, где спрос на дизельные двигатели в России практически отсутствует. Для недорогих автомобилей прибавка к цене из-за установки двигателя на тяжелом топливе будет более весомой, и покупатели не готовы столько переплачивать за преимущества дизелей. Кроме того, производство современных дизельных двигателей требует больших инвестиций в развитие технологий, и не для всех брендов это экономически целесообразно», — комментирует Владимир Мирошников.
Впрочем, автомобили на солярке могли бы стать востребованными и в массовом сегменте при условии господдержки «дизелизации» российского автопарка. По словам участников рынка, разница в таможенных пошлинах на бензиновые и дизельные двигатели делает крайне проблемным адекватное позиционирование дизельных модификаций в массовых сегментах по сравнению с бензиновыми. Показательно, что в отличие от Европы, где автомобили на солярке занимают более половины всех продаж, на российском рынке реализация таких машин всегда характеризовалась низкой рентабельностью, а в условиях кризиса зачастую стала убыточной.
«Конечно, все автопроизводители хотели бы, чтобы на государственном уровне создавалась более благоприятная атмосфера, способствующая повышению продаж и увеличению спроса на автомобили с дизельным двигателем, а также принимались поддерживающие меры, такие как снижение таможенных пошлин, что позволит значительно снизить стоимость автомобилей. Не менее важен вопрос контроля за качеством дизельного топлива. Данная работа ведется, но пока качество дизельного топлива, особенно в регионах оставляет желать лучшего, что влияет на потребителя и принятие решения о покупке», — резюмирует Илья Никоноров.
Как правильно выбрать дизельную машину с пробегом, и что нужно знать о таком автомобиле, чтобы после покупки он не преподнес неприятных сюрпризов.
12 фактов о дизельных авто
Выбор машины с дизельным двигателем начинается с интеллектуальной и моральной подготовки. Подумайте: что вы знаете об этих автомобилях? Мы составили подборку из 12 фактов по нескольким критериям: двигателю, маслу и эксплуатации.
Двигатель
- Объемом до 2л – экономичный, но менее надежный, чем мотор большего объема.
- Дизельный двигатель – вещь специфическая, требует терпения и готовности к неожиданным, часто крупным тратам. Капитальный ремонт может «встать» в несколько сотен тысяч рублей.
- Динамика разгона слабая. Любители больших скоростей, впервые сев за руль дизельной машины, остаются не в восторге от езды.
- Покупать машину с мотором, работающим на дизельном топливе, лучше зимой. 10-20 градусов мороза – наиболее подходящая температура. Очень легко найдёте «болячки».
Масло
- В дизельный двигатель лучше заливать «синтетику» – часто систему смазки промывать не придется. В случае с минеральным маслом или полусинтетическим процедуру надо проделывать через каждые 20-40 тысяч километров.
- Масляные фильтры лучше покупать оригинальные – фильтрующий элемент у них «заточен» на более тонкую очистку, чем для бензинового двигателя. В подделках и дешевых вариантах часто применяется фильтровальная бумага для бензиновых моторов.
- Не нужно экономить на качестве масла, если машина с турбированным дизельным двигателем. Плохое масло недолго продержится на трущихся элементах, что чревато скоропостижным износом деталей и даже поломкой турбины.
- Российское дизтопливо с повышенным содержанием серы быстрее окисляет масло, чем рассчитывал автопроизводитель. Потому менять смазку нужно каждые 7-8 тысяч километров, а не 10.
Эксплуатация
- Ездить нужно на средних или низких оборотах, а переключать коробку на повышенные передачи – чуть раньше, чем на бензиновом авто. Если этого не делать, двигатель прослужит в 3-5 раз меньше.
- Обслуживание у «официалов» дорогое, а среди частников немного таких, кто качественно выполнит ремонтные работы в случае поломки в районе подкапотного пространства.
- По замыслу производителя, дизельный авто должен «пробежать» от 500 до 600 тысяч километров до первого серьезного ремонта. Россияне умудряются сокращать цифру в 2-3 раза.
- Не стоит заводить такую машину «с толкача». Нагрузка на цилиндры увеличится, отчего может порваться ремень ГРМ.
Используя эти факты, можно задавать вопросы продавцу при осмотре автомобиля.
Какой дизельный автомобиль выбрать
Выбор дизельного авто в нашей стране – дело не из легких. Многие дизельные машины не завозят в Россию официально, а пробег по Европе лучше проверять на специальном сканере.
Но найти достойный вариант можно. Мы составили подборку автомобилей с дизельным мотором в массовом, а также элитном сегменте.
Массовый сегмент
- Ford Focus. Дизельный вариант – не из дешевых, но хорошая альтернатива бензиновому – 115 лошадей, 1.8 литра. Расход топлива небольшой – 7 литров.
- Ford Fiesta.Собирается в Германии, отчего качество сборки – на твердую пятерку. Мотор не отличается мощностью – 75 лошадиных сил, зато расход – чуть больше 4 литров на сотню.
- Volkswagen Golf. Неизменно пользуется популярностью на вторичном рынке – собирается качественно и на века. Хороший вариант – 2литровый движок с расходом каких-то 6,5 литра на 100 километров.
- Renault Logan. В дизельной версии у него 1,5-литровый двигатель мощностью 85 л.с. Расход в городе – около 6 литров на сотню. Мотор – надежный и долговечный.
- Skoda Octavia Combi. Универсал с просторным салоном, большим багажником и двухлитровым мотором. Средний расход – 7,5 литров.
- Skoda Roomster. Небольшой мотор – всего 1,2 литра мощностью 75 лошадиных сил. Зато надежный.
- Peugeot 408. Объем мотора в дизельной версии – 1,6 литра, мощность – 112 лошадей, расход – всего 5 литров на сотню. Качественное железо.
- Hyundai i30. 2 варианта дизельных двигателей – 1,4 и 1,6 литра, 90 л.с. Качество сборки – на пятерку.
- Kia Pro Cee’d. 1,6-литровый мотор с небывалым расходом – чуть больше 3 литров топлива на 100 км.
Элит-класс
- Porsche Cayenne. Соотношение динамики и расхода у него потрясающее – с двигателем мощностью 382 лошадиных силы авто потребляет всего 10 литров на сотню.
- Volkswagen Phaeton. Модель устаревшая, прожорливая – потребляет 20 литров на сотню в смешанном режиме. Но авто оценят любители комфорта и роскоши – натуральное дерево, эксклюзивная кожа, восемь подушек безопасности и многое другое.
- BMW 550MD. Оснащен турбодизельным мотором объемом 3 литра и мощностью 381 л.с. Также из фишек – улучшенная система зажигания, впуска и выхлопа.
Можете посмотреть и другие автомобили, если вы, например, поклонник определённой марки. Но учтите: чем дороже интересующая вас модель, тем сильнее её ремонт ударит по кошельку.
Как выбрать дизельный автомобиль с пробегом
Когда вы нашли подходящие варианты, наступает самый ответственный момент – нужно осмотреть их и сделать выбор. Наберитесь терпения – придётся проделать целый набор действий. Зато так вам не подсунут «ведро». Итак, как мы выбираем дизельный автомобиль:
- Заводим остывшую машину. Запуск происходит «по щелчку» и авто гудит, как трактор – с ним все в порядке. Если мотор запустился с промедлением – неисправны поршни. На их замену придется здорово раскошелиться.
- Ждем 5-10 минут, затем глушим автомобиль и заводим снова. Прогретая машина должна завестись чуть медленнее, чем холодная.
- Давим акселератор (он находится под педалью газа) до упора. Идет дым из выхлопной трубы – поршни скоро «накроются». Дым белого цвета – в топливо попала вода или другая жидкость.
- Слушаем двигатель. Мотор не должен стучать и скрежетать после того, как прогреется.
- Изучаем подкапотное пространство.Видим новые детали, следы герметика, вмятины – авто, возможно, попадал в ДТП. Использование такой машины может стать непозволительной роскошью.
Если автомобиль не прошёл проверку хотя бы по одному из пунктов, откажитесь от него или просите у продавца хорошую скидку.
Это нужно сделать перед тем, как купить дизельный авто с пробегом
Обязательно проверьте б/у автомобиль с дизельным двигателем на юридическую чистоту, узнайте, сколько было у него владельцев, какой реальный пробег, есть ли незакрытые штрафы. Это и многое другое можно узнать с помощью сервиса «Автокод». Скачайте приложение на смартфон и проверяйте авто прямо на встрече с продавцом. Полный отчет об интересующем автомобиле вы получите за 5 минут – нужно только знать гос.номер машины или VIN. Кроме того, сервису доступна проверка японских автомобилей.
Перед покупкой узнайте об интересующей машине как можно больше. Тогда ещё задолго до покупки вы сможете понять, что перед вами – кот в мешке. Ведь часто наши соотечественники перед продажей выжимают из дизельных автомобилей все до последней капли.
С 2016 года доля дизельных автомобилей на российских дорогах увеличилась. Если раньше с такими двигателями покупали грузовые авто, то сейчас выросли продажи легковых моделей. Моторы, работающие на дизельном горючем отличаются экономичностью и высокой мощностью. Разберемся, какие дизельные автомобили популярны в России.
Преимущества и недостатки дизельного мотора
Для легковых автомобилей изготавливают компактные версии моторов для грузовиков. Инженеры создали решение позволяющее увеличить мощность и снизить шум от работы двигателя. По сравнению с бензиновыми, преимущества дизельных агрегатов следующие:
- более высокий КПД – в энергию превращается 36% топлива (у бензиновых 26%);
- низкая вероятность самовозгорания;
- топливо доступнее по цене;
- расход горючего меньше на 25%;
- выхлопные газы менее токсичны;
- нет системы зажигания;
- высокая выносливость мотора;
- наличие турбокомпрессора, позволяющего увеличить мощность скорости разгона;
- топливо одновременно выполняет функции масла, омывая части двигателя.
Дизельный мотор отличается водостойкостью. Он помогает увеличивать проходимость автомобиля. При всех перечисленных преимуществах, нельзя назвать агрегат универсальным. Перед выбором автомобиля с таким мотором, нужно учесть недостатки:
- низкая температура замерзания дизтоплива;
- шум при работе на холостых оборотах;
- дорогие запчасти и обслуживание;
- обязательно использование стартера с высокой мощностью;
- важно заливать лишь качественное топливо, без примесей
- нужно прогревать камеру сгорания;
- агрегат нельзя использовать на высоких оборотах;
- топливо разделяется по сезонам, зимой запрещено использовать то, что предназначено для лета;
- проблемы с запуском в сильные морозы из-за недостатка компрессии.
Тем не менее автомобили с дизельными двигателями остаются популярными среди потребителей. Доля их продаж значительно выросла.
Рейтинг самых популярных автомобилей
На российском рынке наибольшим спросом пользуются новые дизельные автомобили. Агентство «Автостат» проанализировало их продажи и составило список самых популярных моделей:
- на десятом месте разместилась ToyotaRAV При смешанном цикле использования она расходует всего 6,5 литра топлива. Впервые эта модель появилась в конце девяностых, но сейчас она выглядит иначе и имеет более подходящие характеристики для ежедневного использования. Чаще всего ее приобретают за высокую надежность и экономию топлива;
- девятое место отдано Mercedes-Benz GLC. Этот автомобиль потребляет всего 5,5 литра в смешанном режиме использования. Он является олицетворением немецкого качества. На борт можно установить множество опций, в базовой комплектации есть девятиступенчатая автоматическая коробка передач;
- еще один популярный внедорожник – Hyundai Santa Fe. Он находится на восьмом месте рейтинга и расходует 6,7 литра при смешанном цикле. Покупатели ценят его за продуманный салон, большой багажник. Еще одно достоинство – возможность регулировать рулевое управление под свои потребности. В режиме «Спорт» рулевое колесо двигается более тяжело, а при выборе «Комфорта» он нежный;
- на седьмом месте расположился внедорожник Lexus LX, который не отличается экономичностью – расход 9,5 литра на 100 километров в смешанном цикле. Его выбирают за выносливость и неприхотливость. На самом сложном участке пути этот автомобиль ведет себя достойно. Плавный ход, хорошая оптика и возможность подстроить салон под пожелания хозяина – отличительные качества этой модели;
- на шестом месте Audi Q7 с расходом 7,5 литра. Это универсал с хорошей управляемостью и отличной подвеской. Единственный недостаток – плохая шумоизоляция, что несвойственно автомобилям этого уровня;
- пятое место отдано кроссоверу с полным приводом – BMW X5. Расход его составляет 6,2 литра. При этом он обладает высоким крутящим моментом и отличной динамикой;
- на четвертом месте – пикап Toyota Hilux, расход которого 7,3 литра. Он обладает плавным ходом и управляемостью, но двигатель работает весьма шумно;
- третье место отдано экономичному Renault Duster с расходом 5,2 литра. Кроме низкого расхода топлива, он обладает высоким клиренсом, отличной проходимостью и просторным салоном;
- на втором месте – Toyota Land Cruiser Prado с расходом 8,2 литра в смешанном цикле. Его хвалят за сравнительно недорогие детали и низкую вероятность поломки;
- абсолютный лидер – Toyota Land Cruiser 200 с расходом 10,2 литра. У него лучшее соотношение цены и качества. На вторичном рынке этот автомобиль не теряет ликвидность. Его ценят за маневренность и чуткий отклик на педаль газа.
Эксперты создали свой рейтинг. Они лучшими двигателями называют те, что разработаны компанией «Форд». Еще на американском рынке неплохие характеристики значатся у агрегатов от «Крайслера». В Европе самыми надежными и динамичными являются моторы от Mercedes и BMW. Азиатский рынок представляют надежные двигатели от «Тойоты» и «Хендай». Их уже догоняют китайские производители, их агрегаты самые недорогие в обслуживании.