No Image

Светофоры для трамваев и маршрутных транспортных средств

СОДЕРЖАНИЕ
1 564 просмотров
21 января 2020

В этом разделе приведены только те пункты части ПДД "Дорожные знаки и разметка", в которых люди, изучающие "Правила", часто путаются, не понимают и т.д. То есть, только то, что требует разъяснения. Остальное учащийся в состоянии изучить самостоятельно.

Начнем с самого важного:
– Напомним, что светофор и регулировщик отменяют действие знаков приоритета. То есть при работе светофора или регулировщика знаки просто игнорируете. При решении задач имеет смысл закрывать их ладонью, чтобы не путали.
– Сигналы регулировщика главнее сигналов светофора. Так что если сигналы светофора противоречат движениям регулировщика, следуем указаниям регулировщика.
– И светофор, и регулировщик действуют только на первое пересечение проезжих частей.
Въезжать на перекресток на желтый свет допускается только для предотвращения экстренного торможения. Речь идет о старых светофорах, без табло-счетчиков и мигающего "зеленого".
– Если автомобиль занял перекресток и не успел его покинуть до переключения цикла светофора (например, при повороте налево, пережидая встречных), то он обязан его покинуть даже на красный сигнал светофора. Такие же действия – покинуть перекресток – водитель обязан произвести и при запрещающем сигнале регулировщика.
– Если проезжая часть сразу после перекрестка занята затором (пробкой), занимать перекресток запрещено. Можно повернуть на свободные улицы или остаться на месте.
– Светофор имеет три состояния: включен и работает в нормальном режиме, выключен и мигает одним только жёлтым, и испорчен. В последнем случае чаще всего он вообще не горит, или горят не все секции. Или, наоборот, горит сразу несколько, или даже все. В любом случае, выключенным считается светофор, мигающий жёлтым. И если в экзаменационном билете ГИБДД нарисован светофор с горящим желтым сигналом – это значит только одно: он выключен.

Светофор

Бело-лунный мигающий сигнал разрешает движение, красный мигающий – запрещает.

  • Светофор маршрутного транспорта, движущегося по выделенной полосе.

Принцип регулирования очень прост: верхний сигнал указывает направление, а нижний разрешает движение. Если нижний сигнал не горит – движение запрещено. Горящий нижний вместе с верхним средним разрешает движение прямо, горящий нижний вместе с левым – налево. И так далее.
В верхнем ряду может гореть сразу несколько сигналов, разрешая двигаться в нескольких направлениях.

1. Движение по реверсивной полосе разрешено в единственном случае: когда горит зеленая стрелка.
2. Горит красный крест – движение запрещено.
3. Все сигналы выключены, светофор не работает – движение запрещено.
4. Горит желтая стрелка – необходимо перестроиться на правую нереверсивную полосу – движение запрещено.

  • Светофор традиционный трехсекционный.

Ученики при решении экзаменационных билетов, и, что еще хуже, при реальном вождении, порой забывают о том, что разрешающий сигнал светофора не всегда на самом деле разрешает движение. Из головы выскакивает расположение автомобиля на проезжей части и ограничивающие знаки.
В самом общем случае, при двухполосном двустороннем движении, автомобиль может двигаться на зеленый сигнал светофора в любом направлении – прямо, направо, налево и развернуться.
Если полос больше, то поворачивать направо можно только из правой полосы, а поворачивать налево и разворачиваться – из левой.

Тем, кто не в состоянии остановиться перед перекрестком без экстренного торможения, движение через перекресток разрешено.

Красный одновременно с желтым запрещает движение и предупреждает, что скоро будет включен зеленый сигнал. В некоторых местах еще остались старые светофоры, работающие в таком режиме – после смены красного цикла при переключении на желтый, красный сигнал не гаснет, а продолжает гореть одновременно с желтым, до момента включения зеленого.

Сигналы красного и желтого цвета с такими стрелками предупреждают о том, что движение будет разрешено лишь в указанных стрелками направлениях.

    Светофор с дополнительными секциями.

В последнее время появились светофоры с красным кольцом, означающим, что дополнительная секция присутствует, и что проезд по указанному на ней направлении запрещен.

Назовем такое сочетание сигналов бесПРАВный ПРАВый.

Трамвай в ситуации при основном красном и дополнительном зеленом также уступает дорогу.
Напомним, что трамвай уступает дорогу только в трёх случаях:
– Под знак "уступи дорогу"
– При выезде из трамвайного депо,
– И при горящем основном красном и зеленой стрелке.

Также бывает, что каждой полосой управляет отдельный светофор. Тогда светофоров столько же, сколько полос на проезжей части.

На некоторых перекрестках разрешен поворот направо на красный сигнал светофора. В этом случае на них установлена такая стрелка, нередко – с соответствующей надписью.

Встречаются светофоры, у которых "красный" в основной секции горит всегда, включаются и выключаются только дополнительные "стрелки" (обычно, поворот направо). Бывают и такие светофоры, у которых всегда включен "зеленый" в основной секции, и управление потоками осуществляется тоже только стрелками. Это просто надо знать. И это не должно сбивать с толку.

За рубежом встречаются весьма чудные светофоры, этот, например, установлен в Зальцбурге, в Австрии. Комментарии излишни.

Регулировщик

С регулировщиком путаницы возникает больше всего, причем не только у учащихся, но и бывалых водителей, а порой – и у самих регулировщиков.
Между тем, ничего сложного тут нет – разобраться нам помогут, как обычно, иллюстрации, а к ним мы добавим забавные считалочки.
Жезл только в правой руке, и никак иначе. Даже если регулировщик – левша.

Читайте также:  Замена рулевой рейки поло седан

Положений у регулировщика всего три.

– Рука вверх – запрещает движение всем, включая трамваи и пешеходов. Ехать можно в единственном случае – для того, чтобы покинуть перекресток.

– Два других положения разрешают движение, их мы рассмотрим ниже. Заметим лишь, что позиция (2) – руки в сторону или по швам – представляют из себя одно и то же положение регулировщика.

Для трамвая и автомобиля при одних и тех же жестах регулировщика разрешено движение по разным траекториям.

С трамваем всё предельно просто, если воспользоваться мнемоническим правилом "из рукава в рукав". То есть трамвай в один рукав въезжает, а из другого – выезжает. Руки, опущенные по швам при этом приравниваются к рукам, расставленным в стороны. Это всё, что надо знать о трамвае.

Теперь – автомобиль.
Настало время первой считалочки. Запоминаем: Грудь, спина для водителя – стена.
То есть прямо ехать "на грудь" и "в спину" запрещено. Это касается всех положений регулировщика, кроме первого. В первом, как вы помните, вообще нельзя ехать.

Сейчас фигура вторая – положение регулировщика с руками в стороны или по швам.

Со стороны груди и спины ехать на регулировщика нельзя.
Пешеходы могут переходить дорогу прямо. Автомобиль, сворачивая направо, пропускает пешеходов (это логично: ведь он пересекает их путь следования по тротуару).
Трамвай, следуя "из рукава в рукав", может ехать только прямо.

Первая считалочка помогла.

Фигура вторая. Положение регулировщика с правой рукой, вытянутой вперед.
Для этого положения есть другая считалочка:
Если жезлом тычут в рот –
только правый поворот.
Если жезлом целят вправо –
Ехать не имеешь права.
Если жезл смотрит влево –
Поезжай как королева!

Кстати, это единственно исключение из первой считалочки, которая запрещает ехать со стороны груди и спины. Других исключений нет.

Получается (сверху по часовой стрелке):
– "Жезлом целят вправо" – ехать нельзя.
– "Спина – для водителя стена" – ехать нельзя
– "Жезл смотрит влево" – все направления королевы.
– "Жезлом тычут в рот – это правый поворот".

Всё предельно просто.

Однако при решении билетов и – особенно – вождении, нельзя забывать о расположении автомобиля на проезжей части и дорожных знаках.

Материалы изложены на основе программы, разработанной преподавателями автошколы МГУ

6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

  • Зеленый сигнал разрешает движение;
  • Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
  • Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
  • Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
  • Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Направления движения при различных сигналах светофора с одной дополнительной секцией (стрелкой)

Направления движения при различных сигналах светофора с двумя дополнительными секциями (стрелками)

6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200х200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.

Читайте также:  Предписывающие знаки и светофор

При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы “Т”. Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.

Направления движения трамваев при различных сигналах светофора одноцветной сигнализации бело-лунного цвета

6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).

6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

  • Руки вытянуты в стороны или опущены:
  • со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
  • со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

  • Правая рука вытянута вперед:
    • со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
    • со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
    • со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
    • пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
    • Рука поднята вверх:
      • движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
      • Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

        Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).

        Направления движения при различных сигналах регулировщика

        6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громко-говорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

        6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.

        6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

        • на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
        • перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
        • в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

        6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

        Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно — остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

        6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

        В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.

        6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд.

        Значение сигналов светофоров

        Зеленый сигнал светофора разрешает всем транспортным средствам, в том числе трамваю, движение во всех направлениях; пешеходам разрешается переходить проезжую часть улицы.

        Двигаясь на зеленый сигнал светофора, водитель нерельсового транспортного средства должен учитывать следующие обстоятельства:

        независимо от расположения трамвайных путей и направления движения трамвай пользуется преимущественным правом движения. Поэтому прежде чем пересечь полотно трамвайных путей, необходимо убедиться в отсутствии трамвая, а при его приближении остановиться и не создавать помех его движению;

        для того чтобы повернуть налево или развернуться для движения в обратном направлении, следует выехать на середину перекрестка, пропустить транспортные средства, движущиеся со встречного направления прямо или направо, а также завершающие обгон в попутном направлении (рис. 16);

        при повороте налево или направо следует пропускать пешеходов, идущих на зеленый сигнал светофора.


        Рис. 16. Поворот налево на зеленый сигнал светофора

        Зеленый мигающий сигнал светофора предупреждает о том, что вскоре будет включен желтый сигнал. Он не запрещает въезжать на перекресток или на другой регулируемый участок. Однако, приближаясь к регулируемому участку, где в светофоре включился зеленый мигающий сигнал, необходимо учитывать, что продолжительность его мигания 4-7 с, поэтому, сообразуясь со скоростью движения и расстоянием до линии "Стоп", водитель должен либо проехать при этом сигнале, не повышая скорости движения, либо принять меры к плавному торможению и остановке.

        Желтый сигнал светофора запрещает выезд на перекресток или пешеходный переход, а если этот сигнал застал водителя на перекрестке или пешеходном переходе, то следует продолжить движение и освободить перекресток (пешеходный переход). Если желтый сигнал включился после зеленого сигнала, когда водитель находился на очень близком расстоянии от перекрестка и не мог остановить транспортное средство, не создав вследствие резкого торможения опасности наезда на него сзади или заноса автомобиля, он должен продолжать движение и освободить перекресток.

        Читайте также:  Сколько стоит автомобиль гелендваген

        Пешеходам при желтом сигнале светофора запрещается выходить на проезжую часть для перехода улицы, а те из них, которые в момент включения желтого сигнала находились на пешеходном переходе, должны закончить переход или остановиться на – "островке безопасности", а при его отсутствии – на середине проезжей части.

        Желтый мигающий сигнал светофора предупреждает водителей об опасности проезда перекрестка (пешеходного перехода), однако он не запрещает движения. Очередность проезда перекрестков в этом случае такая же, как и на нерегулируемых перекрестках: водители должны руководствоваться знаками приоритета.

        Красный сигнал светофора запрещает движение транспортных средств, в том числе и трамваев, а также пешеходов. Красный мигающий сигнал светофора запрещает движение всех транспортных средств, в том числе и трамваев, а также пешеходов.

        Красный сигнал, включенный одновременно с желтым, предупреждает о том, что вскоре будет включен зеленый сигнал. Движение при этом сочетании сигналов запрещено.

        Стрелка в дополнительной секции светофора служит сигналом, разрешающим движение через перекресток в указанном направлении, но до включения стрелки двигаться в направлении, куда она обращена, запрещено. При стрелке, указывающей поворот налево, разрешен и разворот. Сигнал "стрелка" разрешает движение в указываемом направлении при любом основном сигнале светофора: зеленом, красном или желтом, однако право водителей на движение при разных сигналах неодинаковое. Если "стрелка" в дополнительной секции включена одновременно с зеленым сигналом светофора, водитель имеет преимущественное право проезда перекрестка в указываемом ею направлении. При этом сигналы, подаваемые светофорами в других направлениях, включаются таким образом, чтобы не было взаимных помех движению. Если "стрелка" включена с красным или желтым сигналом светофора, водители, проезжая перекресток в указанном стрелкой направлении, обязаны уступать дорогу всем транспортным средствам, проезжающим с других направлений.

        В светофорах, предназначенных для регулирования движения по отдельным полосам, зеленый сигнал в форме стрелы, направленной вниз, разрешает движение по той полосе, над которой он расположен.

        При выключенном светофоре въезд на полосу, обозначенную двойными продольными прерывистыми линиями, запрещен.

        Сигналы светофоров, предназначенных для регулирования движения трамваев, троллейбусов и маршрутных автобусов (рис. 17), имеют следующее значение, когда включены:

        все четыре сигнала – разрешается движение прямо, повороты направо и налево, а также разворот (рис. 17, а);

        два сигнала – нижний и верхний средний – разрешается движение прямо (рис. 17, б);

        два сигнала – нижний и верхний левый – разрешается поворот налево и разворот (рис. 17, в);

        два сигнала – нижний и верхний правый – разрешается поворот направо (рис. 17, г);

        три сигнала – нижний, верхний средний и верхний левый – разрешается движение прямо, поворот налево и разворот (рис. 17,д);

        три сигнала – нижний, верхний средний и верхний правый – разрешается движение прямо и поворот направо (рис. 17, е);

        три сигнала – нижний, верхний правый и верхний левый – разрешаются повороты направо и налево; а также разворот (рис. 17, ж);

        три верхних сигнала – движение запрещается (рис. 17, з).


        Рис. 17. Сигналы светофора, регулирующего движение маршрутного транспорта

        Сигналы светофоров, предназначенных для регулирования движения пешеходов, просты и их смысловое значение вытекает из символического изображения или надписей. Пешеходам разрешается переходить проезжую часть только при зеленом сигнале (силуэте) этого светофора. Мигание зеленого сигнала данного светофора предупреждает, что вскоре будет включен красный сигнал.

        Управляют светофорами вручную или автоматически. При ручном управлении регулировщик поворачивает рукоятку или нажимает кнопку пульта управления (переключателя), установленного поблизости. При автоматическом управлении сменой сигналов управляют индивидуальные автоматы, . обслуживающие только один перекресток, или специальные приборы, установленные на центральной станции, с которыми светофоры связаны электрокабелем. Применяют автоматы с так называемыми "вызывными" устройствами. При этом на одну из улиц (дорог), имеющую значительно большую интенсивность, все время подается зеленый сигнал. Когда транспортные средства приближаются по второстепенной дороге к перекрестку, то они воздействуют на датчики, вмонтированные в покрытие проезжей части или установленные около дороги, и автомат, по истечении некоторого времени, переключает сигналы светофоров, которые затем автоматически переключаются в исходное положение.

        Широкое распространение получают различные системы координированного автоматизированного регулирования движения. При наиболее распространенной координированной системе сигналы в светофорах, расположенных на одной дороге, переключаются так, чтобы автомобиль, прошедший при зеленом сигнале первый светофор и движущийся с установленной для этой дороги скоростью, проезжал бы без задержки все перекрестки (принцип так называемой "зеленой волны").

        Более совершенным является использование в аппаратуре, обеспечивающей "зеленую волну", специальных электронных датчиков и счетно-решающих устройств, автоматически изменяющих расчетную скорость "волны" (в зависимости от условий движения), в сочетании со световым табло, указывающим рекомендуемую скорость транспортных средств.

        Совместно со светофорами на перекрестке устанавливают дорожные знаки 2.4 "Уступите дорогу" или 2.5 "Движение без остановки запрещено". При обычной работе светофоров эти знаки никакого значения для установления порядка движения не имеют. Смысл их установки состоит в том, что при отказе в работе светофора или при переводе его на режим желтого мигания знаки вступают в действие, и водители обязаны ими руководствоваться. Таким образом, при отказе в работе светофоров условия безопасности движения обеспечиваются благодаря установке этих знаков.

        Комментировать
        1 564 просмотров
        Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

        Это интересно
        No Image Автомобили
        0 комментариев
        No Image Автомобили
        0 комментариев
        No Image Автомобили
        0 комментариев
        Adblock
        detector